Алгоритмический подход в системе физкультурного образования

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин1
Доктор педагогических наук, профессор И.В. Ирхина1
Кандидат педагогических наук, доцент С.И. Остапенко1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Э. Пахомова1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Цель исследования – обоснование содержания здоровьесберегающей деятельности на основе алгоритмического подхода и разработка алгоритмических заданий, ориентированных на подготовку будущих учителей физической культуры к осуществлению данного вида деятельности.
Методика и организация исследования. Работа проводилась в 2018/19 учебном году на базе факультета физической культуры педагогического института НИУ «БелГУ». Для решения проблемы поставленной цели выдвинутых задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ научных источников по проблеме исследования, анализ учебных занятий, результатов учебной деятельности студентов и собственной педагогической деятельности); эмпирические (наблюдение за деятельностью и взаимодействием преподавателей и студентов в ходе профессиональной подготовки, анкетирование, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической обработки полученных результатов исследования).
Результаты исследования и выводы. В результате констатирующего эксперимента было установлено преобладание критического уровня готовности студентов – 58,2% студентов; на допустимом уровне – 34,3% и на оптимальном уровне готовности – 7,5%. На основе анализа педагогической теории и практики, результатов констатирующего эксперимента было определено содержание здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры на основе алгоритмического подхода и разработан комплекс алгоритмических заданий, ориентированных на подготовку будущих специалистов к осуществлению данного вида деятельности. Ведущим условием успешной подготовки будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей деятельности на основе алгоритмического подхода является создание эвристической образовательной среды, включающей интерактивные и профессионально-ориентированные практические занятия, творческие задания, проблемные ситуации, позволяющие актуализировать полученные алгоритмические знания в процессе освоения студентами отдельных этапов рассматриваемой деятельности.

Ключевые слова: алгоритм, здоровьесберегающая деятельность, подготовка будущих учителей физической культуры.

Литература

  1. Варжавинова С.И. Технология формирования алгоритмической культуры будущих учителей в процессе дистанционного обучения [Текст] / С.И. Варжавинова, В.Н. Ирхин // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2012. – № 1. – С. 166-171.
  2. Сеничкина А.В. Реализация принципа преемственности в развитии диагностической компетентности субъекта непрерывного образования [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Сеничкина. – Череповец, 2006. – 19 с.
  3. Хасанова М.Л. Повышение качества практической подготовки специалистов путем использования алгоритмических методов обучения [Текст] / М.Л. Хасанова, Л.Н. Аксенова, В.В. Руднев // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2016. – Т.  8. – № 3 (33). – С. 121-126.
  4. Busarova O.R. Developing of students diagnostic skills for working with adolescents with deviant behavior as a factor in the ethical principle of objectivity [Elektronnyiresurs]. Psikhologiiaipravo [Psychology and Law], 2015. Vol. 5, no. 3, pp. 51-60.