Имидж женских олимпийских дисциплин в гендерно-ассоциируемых видах спорта

Доктор педагогических наук, профессор О.Н. Степанова1
Д.О. Мореев1
Д.П. Степанова1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Латушкина2
1Московский педагогический государственный университет, Москва
2Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – выявление особенностей восприятия и разработка статистических (факторных) моделей имиджа женских олимпийских дисциплин в гендерно-ассоциируемых видах спорта.
Методика и организация исследования. На 1-м этапе исследования опрошено 124 студента РАНХиГС и 99 студентов РГСУ, рассматриваемых в качестве потенциальных родителей будущих спортсменок. Респондентам было предложено высказать свои ассоциации и суждения о женском футболе и женской тяжелой атлетике. На основании полученных данных были разработаны 40 биполярных шкал семантического дифференциала для футбола и 31 – для тяжелой атлетики. На 2-м этапе исследования тем же студентам было дано задание оценить свое отношение к указанным видам спорта по разработанным шкалам семантического дифференциала.
Результаты исследования и выводы. Оценка рассматриваемых видов спорта по биполярным шкалам семантического дифференциала показала, что в восприятии студентов женский футбол предстает с положительной стороны как «эмоциональный», «энергичный», «динамичный», «зрелищный», «доступный», «развивающийся», «гуманный», «полезный для здоровья», «подходящий для женщин» вид спорта; с негативной стороны – как «непопулярный», «непривычный», «трудный», «травмоопасный», «жесткий», «неженственный» и «низкоинтеллектуальный» вид спорта. Женская тяжелая атлетика воспринимается студентами, с одной стороны, как вид спорта, который является «закаляющим характер», «укрепляющим здоровье», «модным», «отличным», «полезным», «олимпийским», «знаменитым успехами отечественных спортсменок»; с другой стороны – как «физически сложный», «травмоопасный», «низкоинтеллектуальный», «неподходящий для женщин», «некрасивый», «уродующий женскую фигуру», «сопряженный с допинговыми скандалами», «непопулярный» вид спорта. Факторная модель имиджа женского футбола включает пять групп признаков, характеризующих «эмоциональность», «активность», «популярность», «зрелищность» и «престижность» данного вида спорта. Имиджевый профиль женской тяжелой атлетики представлен семью компонентами: «эмоциональность», «мода», «простота», «популярность», «развитие», «гендерное равноправие», «доступность».

Ключевые слова: женский футбол, женская тяжелая атлетика, гендерно-ассоциируемые виды спорта, имидж.

Литература

  1. Пономарев И.Е. Популяризация в российском обществе физической культуры и спорта как фактора формирования ценностных ориентаций молодежи / И.Е. Пономарев, Л.Ю. Стриева, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2018. – № 3. – С. 61-64.
  2. Степанова Д.П. Технология формирования позитивного имиджа вида спорта / Д.П. Степанова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 6. – С. 41-42.