Имидж женских олимпийских дисциплин в гендерно-ассоциируемых видах спорта

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор О.Н. Степанова1
Д.О. Мореев1
Д.П. Степанова1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Латушкина2
1Московский педагогический государственный университет, Москва
2Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – выявление особенностей восприятия и разработка статистических (факторных) моделей имиджа женских олимпийских дисциплин в гендерно-ассоциируемых видах спорта.
Методика и организация исследования. На 1-м этапе исследования опрошено 124 студента РАНХиГС и 99 студентов РГСУ, рассматриваемых в качестве потенциальных родителей будущих спортсменок. Респондентам было предложено высказать свои ассоциации и суждения о женском футболе и женской тяжелой атлетике. На основании полученных данных были разработаны 40 биполярных шкал семантического дифференциала для футбола и 31 – для тяжелой атлетики. На 2-м этапе исследования тем же студентам было дано задание оценить свое отношение к указанным видам спорта по разработанным шкалам семантического дифференциала.
Результаты исследования и выводы. Оценка рассматриваемых видов спорта по биполярным шкалам семантического дифференциала показала, что в восприятии студентов женский футбол предстает с положительной стороны как «эмоциональный», «энергичный», «динамичный», «зрелищный», «доступный», «развивающийся», «гуманный», «полезный для здоровья», «подходящий для женщин» вид спорта; с негативной стороны – как «непопулярный», «непривычный», «трудный», «травмоопасный», «жесткий», «неженственный» и «низкоинтеллектуальный» вид спорта. Женская тяжелая атлетика воспринимается студентами, с одной стороны, как вид спорта, который является «закаляющим характер», «укрепляющим здоровье», «модным», «отличным», «полезным», «олимпийским», «знаменитым успехами отечественных спортсменок»; с другой стороны – как «физически сложный», «травмоопасный», «низкоинтеллектуальный», «неподходящий для женщин», «некрасивый», «уродующий женскую фигуру», «сопряженный с допинговыми скандалами», «непопулярный» вид спорта. Факторная модель имиджа женского футбола включает пять групп признаков, характеризующих «эмоциональность», «активность», «популярность», «зрелищность» и «престижность» данного вида спорта. Имиджевый профиль женской тяжелой атлетики представлен семью компонентами: «эмоциональность», «мода», «простота», «популярность», «развитие», «гендерное равноправие», «доступность».

Ключевые слова: женский футбол, женская тяжелая атлетика, гендерно-ассоциируемые виды спорта, имидж.

Литература

  1. Пономарев И.Е. Популяризация в российском обществе физической культуры и спорта как фактора формирования ценностных ориентаций молодежи / И.Е. Пономарев, Л.Ю. Стриева, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2018. – № 3. – С. 61-64.
  2. Степанова Д.П. Технология формирования позитивного имиджа вида спорта / Д.П. Степанова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 6. – С. 41-42.