Феномены «маскулинности» и «фемининности» в современном спорте

В обыденном сознании маскулинность отождествляется с активно-творческим, культурным началом в личности индивида, а фемининность – с пассивно-репродуктивным природным началом. В целом маскулинность и фемининность понимаются как нормативные представления о соматических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.
Существуют разные точки зрения: должны ли мужчины выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщины проявлять свои маскулинные качества так же, как и феминные? Так, Зигмунд Фрейд утверждал, что маскулинность и фемининность – диаметрально противоположные и взаимоисключающие наборы черт, которые являются результатом нормального полового созревания мужчины и женщины. Однако Карл Юнг высказал предположение, что мужчина должен выражать феминные качества наряду с маскулинными, а женщина может вполне проявлять маскулинные наряду с феминными.
Современными учеными отмечается, что высокая феминность у женщин и высокая маскулинность у мужчин не являются гарантией психологического благополучия. Так, высокая феминность у женщин часто совпадает с пониженным самоуважением и повышенной тревожностью (Массову Е., Jacklin C., 1974). В то же время высокомаскулинные мужчины оказываются более тревожными, менее уверенными в себе, обладают меньшими способностями к лидерству, хотя в подростковом возрасте имели такую уверенность и лидерские качества. Более того, отмечается, что дети, которые ведут себя строго в соответствии с требованиями их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями (Lott B., 1993). Данные позиции подтверждают исследования В. В. Абраменковой (1987), согласно которым дети с поведением, строго соответствующим половым стереотипам, обладают более низким интеллектом, плохо справляются с современными видами совместной деятельности, сложно приспосабливаются к ситуациям и психологически неблагополучны. Напротив, индивиды относительно свободные от жесткой половой типизации обладают богатым поведенческим репертуаром и психологически более благополучны.
Спорт – один из видов деятельности, который активно воздействует на развитие личности. Традиционный для мужчин процесс социализации в большей степени, чем для женщин, предусматривает занятия спортом. В спортивной практике отмечены различия в проявлении интереса мужчин и женщин к разным видам спорта.
В последние годы женщины стали осваивать, казалось бы, традиционно «чисто» мужские виды спорта: тяжелую атлетику, разные виды единоборств, хоккей, футбол, водное поло, прыжки на лыжах с трамплина и т. д. Однако известно, что агрессивный физический контакт является частью имиджа мужского спорта, в то время как грация и элегантность – это характеристики, присущие спортсменкам.
Стремление многих женщин осваивать все виды спорта, на наш взгляд, видимо, обусловлено прежде всего желанием доказать социальное равноправие и биологическую полноценность.
Многие исследования подтверждают, что в процессе занятий маскулинными видами спорта, например единоборствами, у девушек формируется повышенная ответственность, мужественность, жесткость (Д. Р. Кардыбаева, А. Н. Андреева, 1995; Н. Г. Цикунова, 2003).
Девочки поддерживают и развивают качества «спортивного характера», свойственного в большей степени мальчикам. У спортсменок, специализирующихся в феминном виде спорта – художественной гимнастике, фигурном катании, – ярко выражены доминантность и самоконтроль.
Маскулинные и феминные виды спорта более дифференцированно воздействуют на личностные особенности женщин, чем мужчин. С возрастом спорт способствует большему закреплению гендерных стереотипов у мужчин. Социализация личности продолжает проходить по пути формирования профессионально значимых качеств, требуемых данной специализацией. При этом деформация личности, превращение ее из маскулинной в феминную, и наоборот, не происходит.
Учитывая позитивные тенденции влияния спорта на социализацию спортсменок, авторы первой статьи «Перспективы» под руководством профессора О. Н. Степановой (Москва) обратились к проблеме популяризации мужских олимпийских видов спорта среди девушек путем разработки модели имиджа женских олимпийских дисциплин в гендерно-ассоциированных видах спорта.
Взятие МОКом курса на гендерное равноправие диктует необходимость разработки путей решения данной проблемы. Вместе с тем, как показывают исследования последних лет, успешная популяризация того или иного вида спорта невозможна без исчерпывающей информации об особенностях его восприятия целевой аудиторией. В качестве объекта данного исследования выступили студенты как будущие родители, которым вскоре предстоит участвовать в формировании спортивных интересов своих детей. Авторами установлено, что модель имиджа, на примере женской тяжелой атлетики, включает в себя такие характеристики вида спорта, как «эмоциональность», «мода», «простота», «популярность», «развитие», «гендерное равноправие», «доступность». Работу по совершенствованию имиджа женских дисциплин следует вести в двух направлениях: с одной стороны, требуется усиливать и направленно транслировать целевой аудитории положительно воспринимаемые признаки; с другой – разрабатывать стратегии преодоления негативных настроений.
В заключение хотелось бы отметить, что спортивная активность высокоспецифична, поэтому как любой вид целенаправленной деятельности она способствует формированию личности. В связи с этим личность спортсмена следует рассматривать как комплекс врожденных и приобретенных качеств, который может быть раскрыт в рамках гендерной теории при рассмотрении таких феноменов, как «маскулинность» и «фемининность».

Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева