Современная интерпретация оценки качества приема подачи соперника в волейболе

Фотографии: 

ˑ: 

Н.А. Курочкина1
Доцент П.П. Николаев5
Е.А. Богомолова2
Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа3, 4
1Дипломатическая академия МИД РФ, Москва
2Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара
3Смоленский государственный университет, Смоленск
4Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
5Самарский государственный экономический университет, Самара

Цель исследования – совершенствование методики педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболистов.
Методика и организация исследования. При проведении исследования использовались: 1) метод теоретического анализа и обобщения данных специальной литературы, 2) метод педагогических наблюдений.
Результаты исследования и выводы. В статье представлена классификация разновидностей приёма подачи соперника в волейболе. Рассмотрены позитивный, удовлетворительный и неудовлетворительный приёмы подачи. Дана их краткая характеристика. Апробация описанной в статье классификации качества приема подачи соперника была произведена во время игр чемпионата России среди мужских команд Суперлиги в сезоне 2018-2019 гг. Всего методом видеозаписи было зафиксировано 36 волейбольных встреч. Классификация разновидностей приёма подачи соперника позволяет эффективно проводить педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью, своевременно выявлять встречающиеся у волейболистов ошибки при выполнении тактико-технических действий на приёме подачи, вносить соответствующие коррективы и восполнять отстающие стороны подготовленности спортсменов. Результаты апробации данной классификации в практике педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью подтвердили несоответствующие модельным характеристикам игроков высокого класса значения эффективности приема подачи в условиях соревнований.

Ключевые слова: волейбол, игроки, приём подачи, критерии, разновидности.

Литература

  1. Ашибоков М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М.Д. Ашибоков // Вестник АГУ. – 2006. – № 1 (20). – С. 290-293.
  2. Губа В.П. Теоретико-методические аспекты планирования и организации технико-тактической подготовки волейболистов / В.П.  Губа, Л.В. Булыкина, Н.А. Курочкина // Инновационные технологии в системе спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта: сборник матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 2019. – С. 43-46.
  3. Николаева И.В. Современное состояние проблемы совершенствования защитных действий в волейболе / И.В. Николаева, Ю.В.  Шиховцов, Ю.В. Кудинова, Ю.Ю. Карева / Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 131. – С. 1366-1370.
  4. Паняшин А.А. Временной дефицит – характерная черта защитных действий в современном волейболе / А.А. Паняшин, Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева // OlymPlus. Гуманитарная версия. – 2015. – № 1. – С. 88-91.