Особенности подготовки спортсменов на заключительном этапе годичного тренировочного цикла для участия в Паралимпийских играх 2021 года

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Воробьев1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Баряев1
1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявить особенности подготовки спортсменов на заключительном этапе годичного тренировочного цикла для участия в Паралимпийских играх на основе их индивидуально-нозологических особенностей.
Методика и организация исследования. Индивидуальная программа подготовки спортсмена на заключительном этапе годичного тренировочного цикла для участия в Паралимпийских играх базируется на следующих педагогических установках: определение адаптационных возможностей с учетом нозологических особенностей спортсмена-паралимпийца; использование средств специализированной подготовки и материально-технического оборудования, адаптированного к использованию в паралимпийском спорте; формирование длительного тренировочного эффекта при концентрированном использовании разнонаправленных физических нагрузок; применение объемных нагрузок с оптимальным распределением по времени.
Результаты исследования и выводы. Проведение апробации на различных группах видов спорта позволило получить данные об уровне подготовленности спортсменов-паралимпийцев на главных международных стартах. Результаты исследований тренировочной и соревновательной деятельности подтвердили предположение о том, что создание индивидуальных профилей подготовки в паралимпийском спорте должно производиться с учетом индивидуально-нозологических особенностей спортсменов. Оценка индивидуальных особенностей высококвалифицированных спортсменов позволяет определить предрасположенность к тем или иным видам деятельности, приоритетным дисциплинам или амплуа, а также непосредственно корректировать тренировочные планы и общую структуру подготовки. Достижение высоких результатов возможно спортсменами с различными морфологическими особенностями, техникой, тактикой и индивидуальными стилями деятельности.

Ключевые слова: Паралимпийские игры, система спортивной подготовки, научно-методическое сопровождение, климатогеографические характеристики.

Литература

  1. Абалян А.Г. Комплексный педагогический контроль в сопровождении подготовки спортсменов-паралимпийцев высокого класса: учеб. пособие / А.Г Абалян С.А. Воробьев, А.А. Баряев. – СПб.: ФГБУ СПбНИИФК, 2018. – 78 с.
  2. Баряев А.А. Подходы к индивидуализации подготовки спортсменов в паралимпийской легкой атлетике на заключительном этапе годичного тренировочного цикла / А.А. Баряев, А.К. Короткова, К.Г.  Коротков, В.Ю. Барябина // «Инновационные технологии в системе спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта». Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17-18  октября 2019 года). – СПб.: ФГБУ СПбНИИФК, 2019. – С. 226-229.
  3. Баряев А.А. Новые методы изучения и тренировки внимания в системе спортивной подготовки паралимпийского спорта / А.А.  Баряев, С.А. Воробьев, Я.В. Голуб // Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 2. – С. 51-53.
  4. Воробьев С.А. Научно-методическое сопровождение тренировочного и соревновательного процесса в паралимпийском спорте: методические рекомендации / С.А. Воробьев, А.А. Баряев, И.Н. Ворошин. – СПб.: ФГБУ СПбНИИФК, 2017. – 44 с.
  5. Воробьев С.А. Совершенствование комплексного контроля подготовленности спортсменов / С.А. Воробьев, А.А. Баряев // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 3. – С. 4-5.
  6. Ворошин И.Н. Принципы наполнения видов научно-методического сопровождения паралимпийских сборных команд Российской Федерации / И.Н. Ворошин, С.А. Воробьев, А.А. Баряев // Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 3. – С. 49-50.
  7. Голуб Я.В. Методология оценки сыгранности команды / Я.В. Голуб, С.А. Воробьев, А.А. Баряев // Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 2. – С. 34-36.
  8. Горелов А.А. Индивидуализация как основа повышения эффективности спортивной деятельности / А.А. Горелов, М.С.  Носков, А.А.  Третьяков, В.В. Дрогомерецкий // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19927 (дата обращения: 27.09.2019).