Взаимосвязь энергозатрат и их восполнения в зависимости от двигательной активности и места проживания студентов

Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Усатов1
Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Балышева1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Цель исследования – провести оценку энергозатрат за сутки у студентов НИУ «БелГУ». Проанализировать энергозатраты девушек и юношей: в учебные и выходные дни; а также студентов, проживающих в общежитии и дома.
Методика и организация исследования. В работе приняли участие студенты 1-3-го курсов,(453 студента, из них 292 девушки, 161 юноша), не имеющих отклонения в состоянии здоровья в течение одного семестра. В течение учебного года студенты использовали шагомеры, а также вели дневники самоконтроля.
Результаты исследования и их обсуждение. Практически у всех девушек выявлен заметный недостаток в расходе энергии в течение дня, только у студенток 1-го курса, проживающих дома, в выходной день были выявлены энергозатраты, соответствующие нижней границе нормы. Проживающие в общежитии девушки и в учебные, и в выходные дни потребляют меньше ккал, чем затрачивают в течение дня. У студентов, проживающих дома, энергозатраты соответствуют нижней границе нормы, обеспечивающей полноценную жизнедеятельность организма. Студенты, проживающие дома, расходуют больше калорий в течение дня, чем те студенты, которые проживают в общежитии. У всех юношей отмечено превышение энергозатрат над восполнением энергии с пищей. Оценка режима питания студентов выявила, что только 8% студентов, проживающих в общежитии, и 52%, проживающих дома, утром завтракают. Принимают пищу 3 и более раз в день 91%, проживающих дома, и лишь 7% из тех, кто проживает в общежитии. Еще больше настораживает тот факт, что 12% студентов, проживающих в общежитии, принимают пищу один раз в день. Таким образом, исследование показало, что для студентов характерна недостаточная двигательная активность. В связи с неправильным режимом дня у студентов возникает дисбаланс обменных процессов в организме. Негативным последствиям в большей мере подвержены обучающиеся, проживающие в общежитии. Создание надлежащих условий для решения возникших проблем – одна из важнейших задач, стоящих перед руководством высших образовательных учреждений.

Ключевые слова: студенты, энергозатраты, двигательная активность.

Литература

  1. Горелов А.А. Технология регулирования двигательной активности студентов в процессе повседневной и образовательной деятельности / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов // Вестник спортивной науки: научно-теоретический журнал / ВНИИФК. – 2010. – № 5. – С. 47-49.
  2. Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 11. – С. 20-24.
  3. Пасечник JI.B. Оптимизация двигательной активности как условие сохранения здоровья / JI.B. Пасечник // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 11. – С. 91-92.
  4. Ярцева Д.Ю. Влияние малоподвижного образа жизни на состояние здоровья подростков / Д.Ю. Ярцева, Г.Е. Дергунова // Молодой ученый. – 2017. – 18 (152). – С. 126-129.