Концептуальные подходы к построению шахматной спортивной подготовки

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров1
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.М. Правдов1
Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Петрова1
1Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – контент-анализ концептуальных подходов к построению шахматной спортивной подготовки, способствующих достижению эффективных долгосрочных результатов в процессе соревновательно-тренировочной деятельности.
Методика и организация исследования. Было осуществлено теоретическое методологическое обобщение концептуальных подходов к эффективной реализации спортивно-тренировочной деятельности, охватившей более 2000 спортсменов и тренеров-преподавателей на базе Дома шахмат Российского государственного социального университета (РГСУ) в период 2006-2019 гг. Методологическое обобщение концептуальных подходов на практике позволило экспоненциально преобразовать систему подготовки в цифровые формы.
Результаты исследования и выводы. Эффективность системы спортивной подготовки, позволившая увеличить моторную плотность тренировки до 80%, подтверждается спортивными результатами олимпийской чемпионки, чемпионки мира и Европы В.Е. Гуниной, чемпиона Европы по классическим шахматам Э.К. Инаркиева, чемпиона мира по спортивной дисциплине «рапид» Д.Д. Дубова, международных гроссмейстеров Н.Н. Чадаева, А.В. Крапивина, И.А. Василевич, А.А. Рахманова, Н.В. Коновалова, А.В. Кузина, К.Л. Амбарцумовой, Б. Монготуул и 20 международных мастеров.
Синергия и эмерджентность концепций программированного обучения Б. Скиннера, планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, психографирования У. Штерна, цифровой трансформации спортивной подготовки И.В. Михайловой позволяет эффективно раскрыть интеллектуально-деятельностный потенциал шахматистов в процессе осуществления соревновательно-тренировочной деятельности.

Ключевые слова: шахматный спорт, дистанционная форма тренировки, искусственный интеллект, цифровизация, система спортивной подготовки, инфокоммуникационная подготовка.

Литература

  1. Алифиров А.И. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова, А.С. Махов и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 5. – С. 53-55.
  2. Возможен ли в России технологический рывок? Центр стратегического развития. [Офиц. сайт] – Режим доступа URL: https://www.csr.ru/issledovaniya/vozmozhen-li-v-rossii-tehnologicheskij-... (дата обращения 10.11.2019)
  3. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание учен. степени докт. пед. наук (по психологии) по совокупности работ. – М.: Б. и., 1965. – 51 с.
  4. Злотник Б.А. Комплекс диагностических методик как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки тренеров по шахматам: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Б.А. Злотник. – М., 1986. – 23 с.
  5. Михайлова И.В. Детерминанты подготовки в шахматах на этапе высшего спортивного мастерства / И.В. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 9. – С. 79-80.
  6. О физической культуре и спорте в Российской Федерации №  329-ФЗ от 4 декабря 2007 г. (ред. от 26 июля 2017 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Офиц. сайт]. – Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения 31.10.2019)
  7. Прогноз научно-технического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Офиц. сайт] – Режим доступа URL: http://legalacts.ru/doc/prognoz-nauchno-tekhnologicheskogo-razvitija-ros... (дата обращения 10.11.2019)
  8. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. – М.: Наука, 1998. – 335 с.