Особенности поведения студентов вузов физической культуры в современных экономических условиях

Доктор педагогических наук, доцент К.Н. Ефременков1
Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Ефременкова1
1Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Цель исследования – выявить особенности потребительского поведения студентов российских вузов физической культуры и спорта.
Методика и организация исследования. В рамках изучения модели экономического поведения студенческой молодежи в 2017-2019 гг. был проведен опрос студентов 1-4-го курсов очной формы обучения российских вузов физической культуры и спорта. Всего 486 человек. Среди всех опрошенных 15% первокурсников, 25% второкурсников, 36% учащихся 3-го курса, 24% учащихся 4-го курса. Основным методом социологического опроса стало сплошное анкетирование с использованием социальных сетей «ВKoнтакте», «Одноклассники», мессенджеров Viber, WhatsApp.
На первом этапе определены объем и источники студенческого бюджета; проанализирована структура повседневного потребления студентов СГАФКСТ; выявлены особенности выбора приобретаемых студентами товаров и услуг; а также объем и содержание студенческого потребления. На втором этапе была проанализирована трудовая занятость студентов академии в свободное от учебы время: процентный объем работающих студентов, их цели и мотивы, уровень доходов, «плюсы» и «минусы» совмещения учёбы и работы.
Как показали результаты исследования, специфика физкультурно-спортивного вуза накладывает на экономическую составляющую жизни наших студентов ряд особенностей, среди которых наиболее важными являются следующие:
– занятия различными видами спорта диктуют необходимость приобретения дорогостоящей экипировки, снаряжения, инвентаря, оборудования и пр. (в среднем 15 тыс. руб. в год);
– частые выезды на соревнования, сборы заставляют закладывать в небольшой бюджет студентов необходимые средства на проезд и питание (около 6 тыс. руб. в год).

Ключевые слова: потребительское поведение, студенческое потребление, студенческий бюджет.

Литература

  1. Авакян А.А. Факторы активного экономического поведения современной российской молодежи / А.А. Авакян // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-2. – С. 345-348.
  2. Василенко И.В. Рациональность в потребительском поведении молодежи крупного российского города / И.В. Василенко, О.В. Ткаченко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – Краснодар: Изд-во «Наука и образование», 2016. – С. 40-45.
  3. Володин В.М. Экономическое поведение молодежи в условиях модернизации российского общества / В.М. Володин, С.Г. Михнева // Общественные науки. Социология. – 2012. – № 3 (23). – С. 121-125.
  4. Князев П.А. Экономическое поведение российской молодежи в период мирового финансового кризиса / П.А. Князев // Теория и практика общественного развития. – 2010. – № 2. – С  165-170.
  5. Серова К.И. Особенности потребительского поведения студенческой молодежи: социологический анализ / К.И. Серова // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Опубликовано gecevich on Saturday, 2 June 2018. Режим доступа – https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-potrebitelskogo-povedeniya-stu.... Дата обращения 16.03.2020.
  6. Шубаева В.Г. Экономическое поведение молодых россиян в современных условиях: эмпирическое исследование / В.Г. Шубаева, В.Н. Наумов // Финансы и бизнес. – 2017. – № 1. – С. 94-103