Структура и содержание средств дзюдо для дошкольников 3-6-летнего возраста

Доктор педагогических наук, доцент С.В. Ерегина1
Кандидат педагогических наук К.Н. Тарасенко2
1Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма им. Ю.А. Сенкевича, Москва
2Детско-юношеский спортивный клуб «Явара-М», Москва

Цель исследования – обосновать структуру и содержание средств дзюдо, используемых в процессе занятий по физической культуре с дошкольниками.
Методика и организация исследования. Лабораторный эксперимент по определению доступности средств дзюдо для дошкольников 3-6 лет проводился в 2019 г. на базе детских садов Сочинского района. В исследовании приняло участие 10 инструкторов и свыше 150 детей 3-6 лет. Для достижения цели исследования использовались теоретические методы (анализ, синтез, классификация, ранжирование), применялись структурно-функциональный и системный методы, проводился опрос инструкторов.
Результаты исследования и выводы. Проведен анализ средств дзюдо с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности детей 3-6 лет. Описаны основные виды упражнений, их содержание и педагогические задачи, решаемые при использовании на занятиях с детьми дошкольного возраста. Проведена систематизация средств для дошкольников 3 (4), 4 (5), 5 (6) лет. Рассматриваемые упражнения прошли практическую апробацию и могут быть использованы инструкторами, работающими с дошкольниками.
В процессе обучения дошкольников основам единоборств используются различные группы упражнений: положения, стойки, перемещения (передвижения), повороты, выседы, самостраховки, упражнения в парах, упражнения на удержание равновесия.

Ключевые слова: дзюдо, дошкольники, упражнения, техника, методика.

Литература

  1. Васякин Б.С. Психологическое здоровье как психосоциальная проблема / Б.С. Васякин, Ж.В. Коробанова, В.П. Андронов, Ж.Г. Гаранина // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 9.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.
  3. Ерегина С.В. Физическая культура с начальными формами упражнений дзюдо для детей 3-6 лет. Методические рекомендации: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / С.В. Ерегина. – М.: Просвещение, 2020. – 169 с.
  4. Ерегина С.В. Физическая культура с начальными формами упражнений дзюдо для детей 3-6 лет. Рабочая программа: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / С.В. Ерегина. – М.: Просвещение, 2020. – 180 с.
  5. Кожухова Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. – М.: Владос, 2003.
  6. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо / Г.П. Пархомович. – Пермь: Урал-Пресс Лтд, 1993. – 303 с.
  7. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста  / под ред. С.О. Филипповой. – М.: Академия, 2015.
  8. Ярославцева Е.Ю. Кризисы детского возраста. Воспитываем самостоятельность / Е.Ю. Ярославцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.