Методика психической регуляции состояния готовности юного тайбоксера к экстремальной спортивной деятельности

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.Ю. Степанов1
Кандидат педагогических наук, доцент М.Б. Саламатов2
1Российский государственный гуманитарный университет, Москва
2Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Цель исследования – разработать методику психической регуляции состояния готовности юного тайбоксера к экстремальной спортивной деятельности.
Методика и организация исследования. Работа проводилась во время соревнований 23-24 ноября 2019 г. на первенстве г. Чайковского по тайскому боксу у детей 12-13 лет. Участники эксперимента – 10 спортсменов, занимающихся у тренера высшей категории МСМК М.Ю. Степанова. Оценка функционального и психоэмоционального состояния осуществлялась непосредственно за 30-40 мин перед выходом на ринг. Для оценки функционального состояния спортсмена использовалась методика (ВСР – вариабельность сердечного ритма), реализованная в программе НПО «Динамика Омега-про». Психоэмоциональное состояние оценивалось с помощью методик «Люшера» и «Мотивации к избеганию неудач». На основании полученных данных принималось решение по форме проведения разминки и стратегии на секундирование поединка.
Результаты исследования и выводы. Предложенная методика оценки функционального и психоэмоционального состояния спортсменов с помощью тестирования ВСР и психологических тестов М. Люшера, Т. Элерса позволяет положительно воздействовать на оптимальное боевое состояние спортсмена.

Ключевые слова: экстремальная спортивная деятельность, предстартовое состояние, психоэмоциональное состояние, оптимальное боевое состояние, тайский бокс, вариабельность сердечного ритма, тест Люшера, индекс напряженности, вегетативный показатель ритма, индекс вегетативного равновесия, показатель процессов регуляции.

Литература

  1. Акопян А.О. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.О  Акопян и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – 72с.
  2. Фомин В.С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов / В.С. Фомин. – М., 1984. – 64 с.