Педагогический контроль в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности на основе киберспортивных тренажёров

ˑ: 

Л.С. Шувалова1
Н.А. Родина2
И.А. Махова2
А.С. Талан3
1Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва
2Региональная детская общественная организация «Детский молодежный спортивный клуб "ФОРС"», Москва
3Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – разработка методики контроля переносимости нагрузок с использованием киберспортивных тренажёров на занятиях в рамках дополнительного образования школьников спортивно-оздоровительной направленности.
Методика и организация исследования. С целью контроля переносимости физических нагрузок и избегания негативных эффектов переутомления была внедрена цифровая методика оценки когнитивных способностей ребенка на физкультурно-оздоровительных занятиях с элементами художественной гимнастики, используя средства киберспортивной платформы Click-Storm. Параллельно контроль переносимости тренировочных нагрузок школьников велся на основе традиционных педагогических методов – методики субъективного восприятия величины нагрузки, педагогического наблюдения, анкетирования, колец Ландольта.
В исследовании приняло участие 18 девочек в возрасте 9-10 лет (контрольная группа – 9 человек, экспериментальная группа – 9 человек).
Результаты исследования и выводы. Проведенное исследование дает основание полагать, что использование специализированного программного обеспечения платформы Click-Storm в виде методик «Расклик» и «Варды» дает возможность педагогу дополнительного образования применять эти методики на своих занятиях в качестве средств повышения мотивации к занятиям, профилактики монотонии и, что особо важно, на наш взгляд, в качестве одного из средств, способствующих увеличению объема перерабатываемой школьником информации.

Ключевые слова: школьники, образовательный процесс, система дополнительного образования, урок физической культуры, киберспортивные тренажеры.

Литература

  1. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник / Н.А. Агаджанян. – М.: Мед. информ. агентство, 2007. – 519 с.
  2. Алиева Э.Ф. Развивающая игровая среда как инструмент достижения личностных и метапредметных результатов в школе / Э.Ф. Алиева, Е.Н. Скаржинская, А.И. Чекалина, В.Э. Дворецкий // Научно-практический журнал: «Новое в психолого-педагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики». – 2019. – № 3. – С. 143- 154. ISSN: 2072-2516.
  3. Астахов А.В. Особенности организации уроков по физической культуре при трехчасовой учебной нагрузке / А.В. Астахов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 1. – С. 14.  
  4. Афоньшин В.Е. Технология контроля степени утомления при занятиях физической культурой и спортом / В.Е. Афоньшин, В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №  7-5. – С. 741-743.
  5. Психофизиология / Под ред. Ю.И. Александрова. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – ISBN 5-94723-732-6.
  6. Скаржинская Е.Н. Компьютерные игры в системе дополнительного образования / Е.Н. Скаржинская // Международный научно-практический конгресс. – 2014. – С. 638-639.
  7. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Спорт, 2015. – 620 с.
  8. Стрельникова И.В. Компьютерные игры как компонент тренировочного процесса в подготовке юных спортсменов / И.В. Стрельникова, Г.В. Стрельникова // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции: Компьютерный спорт (киберспорт): проблемы и перспективы, 16- 20 декабря 2014 г. – С. 70-72.
  9. Стрельникова И.В. Развивающий компонент компьютерных игр / И.В. Стрельникова // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции (в формате Интернет-конференции): Компьютерный спорт (киберспорт): проблемы и перспективы, 16-20 декабря 2014 г. – С. 71-72.