Совершенствование физических качеств студентов на основе здоровьесберегающих технологий

И.М. Утяшева1
Кандидат медицинских наук, доцент Г.К. Хомяков2
Кандидат технических наук, доцент А.В. Малыхин2
1Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск
2Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

Цель исследования – создать положительную динамику показателей физической подготовленности в двух семестрах для дальнейшего их роста
Методика и организация исследования. В ходе тренировочных занятий первого микроцикла развивается общая выносливость. Тем самым формируется энергетический потенциал организма. Во 2-м и 3-м микроциклах – на этапе анаэробного расщепления микроциклы являются энергозатратыми по ресинтезу АТФ. 4-й микроцикл является переходным от анаэробного вида энергообразования к аэробному.
Таким образом, последовательное развитие физических качеств формирует оптимальное физическое состояние.
Проведено исследование уровня физической подготовленности 25 юношей основной медицинской группы 1-го курса Иркутского национального исследовательского технического университета в течение 1-го и 2-го семестров.
Результаты исследования и выводы. Как показало исследование, планирование и проведение занятий по физической культуре по микроциклам позволило достоверно улучшить физическую подготовленность студентов и способствовало эффективному развитию двигательных навыков. Закономерная последовательность развития физических качеств в микроциклах создаёт надёжную здоровьесберегающую технологию учебного тренировочного процесса под контролем индекса эффективности кровообращения (ИЭК), который равен частному от деления пульсового давления на частоту пульса, показывающего объём циркулирующей крови в организме (в условных единицах) за каждое сокращение сердца.

Ключевые слова: тренированность, динамика физической нагрузки, индекс эффективности кровообращения, здоровье.

Литература

  1. Ахматгатин А.А. Характеристика физической подготовленности студентов технического вуза / А.А. Ахматгатин, С.М. Струганов // Современные проблемы науки и образования. 2017. – № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27095 (дата обращения: 22.01.2020).
  2. Власов Е.А. Мониторинг физической подготовленности студентов основной группы здоровья (мужского отделения) НИ ИрГТУ / Е.А. Власов, В.Ю. Лебединский, Э.Г. Шпорин // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2012. – № 3. – С. 51-56.
  3. Курашвили В.А. Инновационная система мониторинга состояния спортсменов / В.А. Курашвили. – 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www3.imperial.ac.uk/ (дата обращения 25.03.2013).
  4. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография / С.И. Изаак. – М.: Советский спорт, 2005. – 196 с.
  5. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: монография / Л.А. Семенов. – М.: Советский спорт, 2007. – 168 с. ил.
  6. Скрябин Е.Г. Профилактика травм и обострений заболеваний позвоночного столба в процессе спортивной подготовки / Е.Г. Скрябин, Е.Т. Калунин // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 7. – С. 33-35.