Вестибулярная устойчивость и равновесие как обязательный атрибут координационной подготовленности волейболистов

Аспирант А.А. Ржанов1
Аспирант Е.Н. Матросова2
С.А. Тигунцев2
1Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск
2Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск

Цель исследования – обосновать практическую значимость вестибулярной устойчивости для развития координационных способностей волейболистов.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие две группы по 12 юношей: экспериментальная (которая подвергалась тренировочному воздействию на развитие вестибулярной устойчивости) и контрольная (которая тренировалась в обычном режиме), были протестированы до начала эксперимента и в ходе прохождения тренировочного 3-месячного курса. Тестирование вестибулярных возможностей проводилось по тестам Яроцкого, Лозанова и Байченко.
Тренировочный комплекс для полноценного развития работы вестибулярного аппарата включал элементы акробатики, чередующиеся с легкоатлетическими беговыми элементами: кувырок, прыжок с поворотом, вращение лежа на поверхности, другие элементы, нарушающие равновесие и переключение с коротким ускорением и ориентацией направления движения.
Вывод. Знание и использование в методике спортивной тренировки закономерностей рефлекторного механизма координации двигательных актов и вестибулосоматических реакций позволит повысить техническое исполнение элементов и общую техническую картину в волейболе.

Ключевые слова: сенсомоторная координация, вестибулярная устойчивость, равновесие, вестибулярный аппарат, волейбол.

Литература

  1. Илларионова А.В. Особенности формирования вестибулярной и проприоцептивной чувствительности при тренировке координационных способностей с использованием биологической обратной связи / А.В. Илларионова, А.В. Капилевич // Вестник Томского государственного университета. – 2017. – № 421. – С. 188–192. DOI: 10.17223/15617793/421/28.
  2. Капилевич Л.В. Координация парных двигательных действий у спортсменов (на примере спортивных балльных танцев) / Л.В. Капилевич, Ю.П. Бредихина // Спорт и максимальное функционирование. Бюллетень сибирской медицины. – 2013. – Т.  12. – № 2. – С. 204-210.
  3. Кашин В.А. Программирование двигательных действий волейболисток 15-17 лет / В.А. Кашин, Л.Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2015. – № 1 (34). – С.  64-70. DOI 10.14526/23_2015_23.
  4. Назаренко Л.Д. Управление движениями волейболисток 17- 20 лет / Л.Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2015. – № 3 (36). – С. 159-167. DOI 10.14526/01_1111_42.