Инновационная модель учебных дисциплин физической культуры и спорта в системе высшего образования

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор Е.А. Байер1
Кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Пожидаев2
Г.И. Ляшко2
Л.Е. Кисилева1
1Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону
2Ростовский-на-Дону государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону

Цель исследования – обосновать механизм разработки учебных дисциплин по физической культуре и спорту высшего образования на основе практико-ориентированного обучения.
Результаты исследования и выводы. В процессе разработки учебно-методических комплексов дисциплин авторами созданы типовые структурно-содержательные модели учебной дисциплины: фундаментальная теоретическая, исследовательская теоретическая, практическая, теоретико-методическая, комплексная, интегративная.
В последующем, при «отпечатывании» модели типовой структуры дисциплины на материале предметной области преподавания, происходит появление модельных рабочих программ. В дальнейшем производится «упаковка» модельных программ в предписываемые формы учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД).
Авторами отмечается, что в ходе разработки учебных дисциплин необходимо учитывать: контекст использования учебной программы, уровень подготовленности обучающихся, вид программ подготовки, модели, методики и технологии типа обучения; использование моделей свойств выпускника – модельных характеристик, сочетающихся с компетенциями; «содержательные» модели преподаваемого материала.
Авторами делается вывод, что использование разработанных моделей рабочих программ учебных дисциплин с акцентом на практико-ориентированном подходе в подготовке тренерско-преподавательского состава по физической культуре и спорту позволяет на высоком качественном уровне эффективно реализовать учебные дисциплины, открывать новые направления и профили программ подготовки высшего образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, учебная дисциплина, профессиональная компетентность, работодатель, базовая кафедра.

Литература

  1. Байер Е.А. Социально ориентированные особенности подготовки бакалавров по физической культуре и спорту / Е.А. Байер, С.Н. Пожидаев, А.А. Князев // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 3. – С. 39-40.
  2. Байер Е.А. Методы исследования уровня физической подготовленности детей младшего, среднего и старшего возраста: учебно-метод. пособие / Е.А. Байер, Н.А. Григорян. – Азов, 2019. – С. 87.
  3. Пожидаев С.Н. Инновационное проектирование педагогических объектов – инструмент повышения качества высшего профессионального образования физической культуры и спорта / С.Н. Пожидаев // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2010. – № 5 (15). – С. 28-35.
  4. Пожидаев С.Н. Инновационное проектирование педагогических объектов спорта как фактор решения современных научных проблем / С.Н. Пожидаев, И.Л. Пожидаева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 2. – С. 11-12.
  5. Структуры и характеристики учебных дисциплин высшего образования // Миссия университетского педагогического образования в XXI веке: матер. Междунар. науч.-практ. конф. и I науч.-пед. чтений памяти академика РАО Е.В. Бондаревской «Гуманитарная методология и практика современного образования» (26-28 мая 2019 года, Россия, г. Ростов-на-Дону). – Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2019. – С. 224-230.