Терминологический аспект понятия «культура» в контексте проблемы совершенствования качества высшего педагогического образования по профилю «Физическая культура»

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Седов
Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга

Цель исследования – рассмотреть сущностные характеристики понятия «культура» в контексте проблемы совершенствования качества высшего педагогического образования по профилю «Физическая культура». Настоящее исследование является в определенном смысле продолжением опубликованной ранее работы «Развитие системы оценки качества высшего педагогического образования по профилю "Физическая культура"» (С.А. Седов, 2017), в выводах которой была отмечена необходимость совершенствования культуры качества как гаранта соответствия образования интересам стейкхолдеров. Многоаспектность культуры, вариативность трактовок термина «культура качества» в различных областях знаний, неоднозначность понимания в педагогике категории «культура качества образования» обусловили необходимость настоящего исследования.
Методика и организация исследования. В работе использованы теоретический анализ и синтез, метод анализа систем знаний, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование. За исходное положение принят системный подход, который обусловил исследование культуры как системы.
Результаты исследования и выводы. В фокусе качества подготовки педагогов в высшей школе культура (как часть сущего) отражается в поведении участников образовательных отношений («специфически человеческого бытия»), отношении всех заинтересованных сторон (бытия общества), системе менеджмента в вузе (объективированного духовного бытия) и соответствующих системе действиях (бытия «второй» природы). Культура качества высшего педагогического образования, как объективное понятие, в меру своего развития предопределяет уровень создаваемой ценности – качество подготовки студентов, следовательно, обладает потенциалом отдельного исследования. В контексте проблемы совершенствования качества высшего педагогического образования по профилю «физическая культура» рассматриваемое понятие следует отнести к народной (этнической) культуре. Специфика последней заключается в том, что она единственная не имеет ограничений в возможности быть идентифицированной с любой другой формой проявления культуры.

Ключевые слова: гарантия качества образования, культура качества, культура, высшее педагогическое образование, физическая культура.

Литература

  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (ISO 9000:2015) // Национальный стандарт Российской Федерации. http://docs.cntd.ru/document/1200124393
  2. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.
  3. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И. Кондаков. – М.: Наука, 1975. – С. 467.
  4. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. – М.: Гнозис, 1992. – 272 с.
  5. Седов С.А. Развитие системы оценки качества высшего педагогического образования по профилю «Физическая культура» / С.А. Седов, Е.Е. Мерзон // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 8. – С. 9-11.
  6. Стандарты и рекомендации для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG2015). Перевод Нацаккредцентра // Европейская ассоциация гарантии качества высшего образования. http://www.enqa.eu/indirme/esg/ESG%20in%20Russian_by%20NCPA.pdf