Психологические аспекты построения и реализации модели обучения дзюдоистов

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент С.К. Багадирова
Адыгейский государственный университет, Майкоп

Цель исследования заключалась в формулировании основных положений и апробации модели, направленной на формирование навыков целеполагания у спортсменов, находящихся на базовой стадии подготовки в дзюдо.
Методика и организация исследования. На теоретическом уровне была описана сформулированная нами модель обучения целеполаганию. В рамках модели описаны: методологическая основа обучения целеполаганию; условия реализации модели обучения целеполаганию; структура, содержание тренинговых занятий как формы обучения целеполаганию, а также эффективные методы обучения целеполаганию. На практическом уровне экспериментальное обучение спортсменов целеполаганию было организовано в соответствии с основными положениями разработанной нами модели на базе ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва по борьбе дзюдо им. Я.К. Коблева» и «Республиканской школы высшего спортивного мастерства» г. Майкоп, Республика Адыгея. В эксперименте приняло участие 126 спортсменов, находящихся на стадии базовой подготовки в дзюдо. В качестве диагностического инструментария был использован тест «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова (вариант для подростков), позволяющий оценить уровень сформированности таких навыков управления деятельностью как анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, планирование, критерии оценки, принятие решения, самоконтроль, коррекция. Обучающий этап предполагал апробацию модели обучения целеполаганию спортсменов. В план учебно-тренировочных занятий были введены тренинговые занятия как форма обучения целеполаганию, обеспечены условия реализации данной модели.
Результаты исследования и выводы. Результаты апробации модели обучения целеполаганию, объективно свидетельствуют о повышении уровня развития навыков целеполагания (с низкого уровня до среднего уровня) у спортсменов, находящихся на базовой стадии подготовки в дзюдо. Результаты тестирования по окончании обучения спортсменов указывают, что статистически значимые изменения обнаруживаются по всем шкалам методики «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова. В результате прохождения тренинга спортсмены овладели навыками моделирования и прогнозирования результатов целенаправленной деятельности; основами анализа соответствия достигнутого результата запланированной цели.
Подтверждена эффективность тренинговых занятий как формы обучения спортсменов навыкам целеполагания. Представленная модель обучения целеполаганию, а также программа тренинговых занятий могут быть интересны специалистам и найдут свое применение в практике подготовки спортсменов.

Ключевые слова: модель обучения целеполаганию спортсмена.

Литература

  1. Багадирова С.К. Применение тренинговых занятий в подготовке спортсменов как средство формирования навыков целеполагания / С.К. Багадирова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 1 (131). – С. 307-312.
  2. Багадирова С.К. Возрастные особенности формирования способности к целеполаганию как основа для планирования деятельности спортсмена / С.К. Багадирова // Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности: материалы заседаний Круглых столов Ин-та физ. культуры и дзюдо Адыгейского гос. ун-та, март-май 2016. – Майкоп, 2016. – 184 с.
  3. Багадирова С.К. Становление и развитие целеполагания в процессе профессионализации личности (на примере спортивной деятельности): монография / С.К. Багадирова. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2018. – 332 с. (222-244).
  4. Пейсахов Н.М. Практическая психология / Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов. – Казань: Изд-во КГУ, 1991. – 120 с.