Биологическая обратная связь как средство эмоциональной регуляции детей, занимающихся бадминтоном

Фотографии: 

Кандидат психологических наук, доцент О.М. Штерц1
Ю.К. Жесткова1
1Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга

Цель исследования – выявление уровня саморегуляции эмоционального состояния с помощью использования метода биологической обратной связи у детей, занимающихся бадминтоном.
Методика и организация исследования. Было обследовано 34 ребенка младшего школьного возраста, посещающих секцию бадминтона на базе Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа "Олимп"» Елабужского муниципального района Республики Татарстан, и 30 детей младшего школьного возраста, не занимающихся спортом, том числе в секции бадминтона. При выявлении уровня эмоциональной саморегуляции использовался метод биологической обратной связи, кабинет коррекции психоэмоциональных состояний, который включает в себя два тренинга: мышечный тренинг и температурный тренинг. Диагностика эмоциональной регуляции с помощью метода биологической обратной связи проводилась до начала и по окончании тренировочного занятия по бадминтону.
Результаты исследования и выводы. Анализ результатов мышечного тренинга показал, что уровень мышечного напряжения в конце занятий по сравнению с началом занятия падает. У детей, посещающих второй год секцию бадминтона, по завершении занятия уровень мышечного расслабления составил 678 мкВт в отличие от детей, занимающихся бадминтоном первый год (967 мкВт). Из данных результатов мы склонны делать вывод о том, что продолжительное занятие бадминтоном формирует навык мышечного расслабления. К концу тренировки нами было установлено, что у детей возрастает результативность выполнения упражнений по Джекобсону, суть которого заключается в чередовании напряжения и расслаблении мышечной системы. Статистический анализ показал наличие статистически значимого различия в выполнении упражнений по Джекобсону в начале занятия и в конце.

Ключевые слова: бадминтон, метод биологической обратной связи, мышечное напряжение, периферическая температура, эмоциональная регуляция.

Литература

  1. Жбанков О.В. Эффективность действий в бадминтоне – темп или точность? / О.В. Жбанков О.В., Б.В. Глебович // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – № 2. – С. 24-25.
  2. Казанцева Н.В. Методика обучения бадминтону для студентов средних специальных и высших учебных заведений / Н.В. Казанцева, Е.В. Глазова, А.А. Малёванный. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. – 102 с.
  3. Матвеев Л.П. Воспитание скоростных и силовых способностей / Л.П. Матвеев // Теория и методика физ. культуры. – 1991. – 181 с.
  4. Сметанкин А.А. Здоровье на 5+ / А.А. Сметанкин. – СПб.: Биосвязь, 2007. – 160 с.
  5. Турманидзе А.В. Характеристики силовых и скоростно-силовых возможностей мышц высококвалифицированных бадминтонистов / А.В. Турманидзе // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 8. – С. 8-11.