Методика адаптивного физического воспитания младших школьников с интеллектуальными нарушениями с учетом уровня двигательной активности

ˑ: 

Е.В. Наумова
Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка, апробация и оценка эффективности методики адаптивного физического воспитания младших школьников с интеллектуальными нарушениями с учетом уровня двигательной активности.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняло участие 48 испытуемых – дети 8-10 лет с интеллектуальными нарушениями легкой степени. Реализация методики предусматривала учёт уровня двигательной активности младших школьников, определяемого при помощи метода шагометрии, коррекцию на его основе задач, средств и методов педагогических воздействий, обучение детей приемам регулирования своего психоэмоционального состояния. Формирование навыков саморегуляции осуществлялось с учетом этапов, рекомендованных М. Пассольтом и Э. Кипхардом.
Результаты исследования и выводы. Эффективность методики была подтверждена достоверными сдвигами по показателям социальной адаптации и психоэмоционального состояния младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Зафиксирован достоверный прирост показателей скоростно-силовых способностей мышц верхних конечностей, статического равновесия и скоростно-силовой выносливости мышц брюшного пресса у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, умственная отсталость, двигательная активность, младшие школьники, социальная адаптация.

Литература

  1. Березкин Д.Д. Динамика показателей физических способностей у детей с нарушением интеллекта / Д.Д. Березкин // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 2 (50). – С. 35-36.
  2. Воронов В.А. Влияние занятий адаптивной физической культурой на физическое и психоэмоциональное развитие обучающихся с умственной отсталостью / В.А. Воронов // Проблемы теории и практики современной науки. – 2018. – С. 55-58.
  3. Галкина В.А. Поэтапное развитие самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения / В.А. Галкина // Мир образования – образование в мире. – 2015. – № 1 (57). – С. 236-242.
  4. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [П. Альтхерр, Л. Берг, А. Вельфль и др.]; под ред. М. Пассольта; пер. с нем. В.Т. Алтухова; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с.