Физическая подготовленность студентов разных профилей профессионального обучения

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент К.В. Сухинина1
Т.И. Бонько1
А.Ю. Колесникова1
О.А. Ницина1
1Иркутский государственный университет, Иркутск

Цель исследования –  выявление особенностей характеристик физической подготовленности у студентов 2-го курса в зависимости от профиля профессионального обучения.
Методика и организация исследования. Проведено изучение характеристик физической подготовленности студентов Иркутского государственного университета. Обследовано 853 человека, 335 юношей и 518 девушек, студентов 2-х курсов, 4-го семестра, обучающихся в Иркутском государственном университете в период с 2008 по 2017 учебный год. Студенты обучались на факультетах с разным профилем профессионального обучения: естественно-биологическим, физико-математическим, гуманитарным.
Оценка физической подготовленности включала в себя тестирование основных двигательных качеств с использованием контрольных упражнений на быстроту («Бег на 100 м с ходу», с); скоростно-силовую выносливость мышц – сгибателей туловища («Подъем туловища из положения лежа», кол-во раз за 1 мин); силу и силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса («Подтягивание в висе на перекладине» – юноши; «Отжимание в упоре с колен» – девушки, кол-во раз); динамическую силу мышц нижних конечностей («Прыжок в длину с места», см); активную гибкость позвоночника и тазобедренных суставов («Наклон вперед сид», см), общую выносливость.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что самые высокие скоростные способности (показатель бега на 100 м), показатели скоростно-силовых способностей нижних конечностей (прыжок в длину с места), показатели силы мышц туловища были характерны для юношей физического факультета (физико-математический профиль обучения). Юноши гуманитарного профиля обучения отличались высокими показателями силы мышц плечевого пояса (верхних конечностей). Девушки гуманитарного профиля обучения отличались самыми высокими показателями силы мышц плечевого пояса (подтягивания), а студентки физико-математического профиля обучения характеризовались высокими способностями к скоростной и общей выносливости.
Для формирования на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» основных физических качеств студентов преподавателям физической культуры необходимо учитывать профиль направления подготовки будущего специалиста.

Ключевые слова: студенты, физическая подготовленность, профиль обучения.

Литература

  1. Артеменков А.А.  Оценка физического развития студентов / А.А. Артеменков //  ФГБОУ ВПО Череповецкий государственный университет. – Череповец,  2011. – № 4. – С. 68-70.
  2. Ахматгатин А.А. Характеристика физической подготовленности студентов технического вуза / А.А. Ахматгатин, С.М. Струганов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
  3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27095 (дата обращения: 05.01.2020).
  4. Болдов А.С. Мониторинг физического состояния студентов социального вуза / А.С. Болдов [и др.] // Ученые записки им. П.Ф . Лесгафта. – СПб.,  2015. – № 5. – С. 40-45.
  5. Бондаренко И.Г. Определение уровня физической подготовленности студентов: двигательные тесты и метод индексов / И.Г. Бондаренко // Физ. воспитание студентов.–   Санкт-Петербург, 2011. – № 2. – С. 10-13. 
  6. Готовцев Е.В. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / Е.В. Готовцев [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. –  СПб., 2012. – № 1. – С. 46-47.
  7. Клюшин Д.А. Доказательная медицина: Применение статистических методов / Д.А. Клюшин, Ю.И. Петунин. – Издательский дом Вильямс, 2017. – 315 с.
  8. Королев В.Г. Нормативы по физической подготовленности студентов вузов / В.Г. Королев. – Красноярск, 2017. – № 8. – С. 391-394.
  9. Наталевич Л.Ф. Физическая подготовленность студенток третьей функциональной группы разных профилей профессионального обучения / Л.Ф. Наталевич, М.М. Колокольцев // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1.
  10. Съемова С.Г. Особенности физической подготовленности студентов в ВУЗЕ / С.Г. Съемова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. – Т. 3, № 3. – С.28-32.
  11. Тамбовцева Р.В. Морфология / Р.В. Тамбовцева. – Череповец, 2009. – Т. 135, № 1. – С. 53–57.
  12. Юнкеров В.И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В.И. Юнкеров, С.Г. Григорьев, М.В Резванцев. – 3-е изд., доп. – СПб.: Изд-во: ВМедА, 2011. – 318 с.