Формирование физической культуры студентов бакалавриата в образовательном процессе вуза на основе системного подхода

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Т.А. Мартиросова1, 2
Кандидат технических наук, доцент Т.Н. Поборончук1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Арнст1
Доцент Н.И. Мансурова1
1Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск
2Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

Цель исследования – научно обосновать модель системы взаимодействия «педагог–студент» в образовательном процессе вуза по формированию физической культуры бакалавра на основе системного подхода.
Методика и организация исследования. Определено, что формирование физической культуры студентов бакалавриата в образовательном процессе вуза на основе системного подхода – это педагогический процесс, направленный на всестороннее развитие и становление личности под влиянием физических упражнений, приобретение мотивации двигательной активности, обеспечивающей реализацию индивидуальных потребностей физиологического характера, социальной активности, приобретение способностей и умений, направленных на саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию обучающихся. На основе системного подхода обоснована, разработана и реализована модель системы взаимодействия «педагог–студент», состоящая из конкретизированных блоков и критериев, определяющих результаты и эффективность исследуемого процесса.
Результаты исследования и выводы. Выявлены компоненты педагогического процесса освоения дисциплин, эффективно формирующих физическую культуру студентов-бакалавров, предусматривающих теоретическую и практическую подготовку с приобретением двигательных навыков, рациональным использованием средств физической культуры, обеспечивающих их теоретическими и практическими знаниями основ физической культуры, самоорганизацию своей деятельности.

Ключевые слова: бакалавры, физическая культура, системный подход, образовательный процесс.

Литература

  1. Бегимкулова В.К. Системный подход к управлению качеством образования / В.К. Бегимкулова // Достижения науки и образования. – 2018. – № 13 (35). – С. 58-59.
  2. Дементьева И.В. Проблема реализации системного подхода в непрерывном образовании в процессе внедрения педагогических инноваций. Философские и методологические проблемы образования / И.В. Дементьева // Вестник «Oрлеу-kst», 2017. – № 2 (16). – С. 11-14.
  3. Егизбаев Ж. Научное обоснование концепции совершенствования физического воспитания школьников на основе системного подхода / Ж. Егизбаев, Ж.М. Есирпеков, Б.Б. Абжалелов // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 15-19.
  4. Парыгина Е.А. Российская наука о физической культуре и спорте: проблемы системного подхода / Е.А. Парыгина // Омский научный вестник. – 2009. – № 6 (82). – С. 143-146.