Национальный проект «Спорт – норма жизни»: алгоритмизация действий

ˑ: 

«Спорт – норма жизни» – национальный проект, который определяет новый вектор развития отрасли на долгие годы. Для эффективной  реализации этого проекта уже сделано немало: подготовлены нормативные акты, определены стратегия и финансирование, созданы общественные органы управления.
Цель этого проекта – объединить тех, кто хочет привнести в свою жизнь что-то новое, помочь им найти друзей и единомышленников, узнать о тех, кому удалось это сделать и понять секреты их успеха.  «Спорт – норма жизни» является частью более масштабного проекта «Демография». Счастливые и здоровые люди – основа процветания любой страны, поэтому одна из государственных задач состоит в том, чтобы помочь им реализовать свои желания и устремления, найти тот вид физической активности, который подходит каждому.
Любой регион вправе наряду с федеральными проектами «Лыжня России», «Оранжевый мяч»,  «Кросс нации» предлагать свои инновационные идеи и программы, которые будут укладываться в стратегию национального проекта. Уже сейчас предлагаются решения по дальнейшему совершенствованию ВФСК ГТО, реализации проектов спортизации в различных образовательных учреждениях.
Опыт проектирования инновационных процессов – это не только способ детального понимания перспектив внедрения технологий, но и возможность рассчитать механизм материально-ресурсного обеспечения для воплощения идей в жизнь. Инновационный проект представляет собой комплекс организационных и управленческих обоснований для реализации поставленной цели в указанный срок.
Для эффективной разработки современного инновационного проекта используются цифровые модели, которые позволяют корректно соотнести все технологические нюансы и наглядно представить идею будущему заказчику. Итогом данного моделирования становится документация, которая включает в себя детальное описание стратегических направлений инновационного проекта:
инвестиционная поддержка,
организационно-правовые аспекты внедрения,
сроки реализации,
привлечение экспертов,
подтверждение жизнеспособности.
Нужно помнить, что в основу  инновационного проектирования  всегда положена главная идея или маркетинговый анализ существующего спроса. Для того чтобы поддержать развитие новшества, необходимо оценить устойчивость и жизнеспособность инновационного проекта. Эти параметры определяются рядом факторов:
юридическая  защищенность,
уникальность,
сопоставление затрат к возможной прибыли или социальной значимости,
стратегия развития: построение бизнес-модели.
На стадии экспериментального апробирования может идти корректировка показателей и стратегий развития. Эффективное внедрение новшества во многом определяется соотнесением построенной модели с реальной ситуацией развития отрасли и потребностей контингента, на который был рассчитан инновационный проект.
В первой статье «Перспективы», подготовленной профессором Л. А. Рапопортом, доцентом А. Е. Терентьевым и Е. В. Харитоновой (Екатеринбург) актуализируется продвижение регионального проекта «Спорт в школу». Основанием для инициирования проекта стало включение Свердловской области в число экспериментальных площадок, обеспечивающих вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни».
Частные задачи проекта «Спорт в школу» были реализованы в рамках программы «Спорт-лидер». Целью освоения программы должно стать воспитание спорт-лидера, под которым понимается обучающийся, обладающий организаторскими способностями и лидерскими качествами, проявляемыми в различных направлениях образовательной и спортивно-оздоровительной деятельности.
Кластерный подход реализации программы «Спорт-лидер» предполагает взаимодействие следующих участников:
координатора проекта – организации, осуществляющей методическое, организационное, информационное сопровождение;
организаций, ведущих подготовку спортивного актива (спортивные школы, центры тестирования комплекса ГТО и др.),
обучающихся общеобразовательных и физкультурно-спортивных организаций.
Подготовка спорт-лидера включает в себя несколько этапов:
отбор обучающихся на основании имеющихся предрасположенностей к лидерству, проявляющих активный интерес к спорту;
подготовка спорт-лидеров (программа семи уровней);
деятельность спорт-лидера по поиску и привлечению сверстников к участию в спортивно-массовых мероприятиях либо привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом.
Результатом реализации данного проекта должно стать увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физической культурой и спортом, профилактика деструктивного поведения подростков, укрепление института семьи и популяризация семейных ценностей, расширение возможностей использования активных форм досуга для населения.
Представленный алгоритм проектирования инновационных спортивных проектов может служить примером для построения программ вовлечения населения в физическую активность в рамках национального проекта «Спорт – норма жизни». Эффективная реализация таких программ возможна при активном привлечении научных коллективов, новаторов- практиков, административного ресурса, спортивных организаций и  инвесторов.

Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева