Адаптация иностранных студентов к обучению в вузе на основе применения дифференцированного подхода к использованию средств физической культуры

Доктор технических наук, профессор Д.Г. Арсеньев1
И.Л. Бондарчук1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.Б. Дьяченко1
Кандидат технических наук, доцент В.В. Краснощеков1
1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Цель исследования – повышение эффективности адаптации иностранных студентов к обучению в вузе   на основе применения дифференцированного подхода к использованию средств физической культуры.
Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 504 человека, обследованных по методике объективной оценки текущего психологического состояния и свойств личности CMS (CMS – Current Mental State – текущее психическое состояние), а также уровня функционального состояния (проба Руфье) для определения  степени адаптации к новым условиям  проживания студентов-иностранцев [3]. Исследование проводилось на студентах, приехавших на обучение в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) из разных регионов нашей планеты. Исходя из уровня их адаптации, для коррекции негативных состояний дифференцированно подбирались соответствующие средства физической культуры.
Результаты исследования и выводы. Применение дифференцированного подхода к использованию средств физической культуры для адаптации иностранных студентов к обучению позволило улучшить показатели работоспособности и адаптивности. Количество иностранных студентов с низким уровнем работоспособности уменьшилось с 227 чел. (45%) до 161 (32%), со средним уровнем повысилось с 232 чел. (46%) до 298 (60%), а число студентом с высоким уровнем работоспособности возросло с 45 чел. (9%) до 55 (11%). Наряду с этим 29% иностранных студентов с плохим уровнем работоспособности перешли в группу со средним уровнем. На 22% увеличилась группа студентов с хорошими показателями работоспособности.
Дифференцированный подход к использованию средств физической культуры для адаптации иностранных студентов к обучению позволил улучшить показатели адаптивности  в среднем на 15 и 11 баллов во второй и третьей группах, а также повысить средний уровень работоспособности  на 24,4 % всей выборки иностранных студентов.

Ключевые слова: иностранные студенты, адаптация, дифференцированный подход, объективная методика оценки свойств личности, средства физической культуры,  функциональное состояние, проба Руфье.

Литература

  1. Варзин С.А. Сравнительная оценка личностно-психических характеристик и психического состояния студентов младших курсов / С.А. Варзин, О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 7. – С. 20-22
  2. Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин. // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 51-53.
  3. Пискун О.Е. Методика объективной оценки текущего психологического состояния и свойств личности для определения уровня адаптации иностранных студентов / О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова, Б.С. Фролов, И.Л. Бондарчук // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 6. –  С. 15-17.
  4. Пискун О.Е. Повышение эффективности учебного процесса в вузе на основе метода биологической обратной связи / О.Е. Пискун, М.Ю. Абабкова, В.Л. Леонтьева // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 10. – С. 45-47.
  5. Пискун О.Е. Проблемы психологической адаптации студентов младших курсов технических вузов средствами физической культуры / О.Е. Пискун, В.А. Чистяков // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 11. – С. 38-39.
  6. Пискун О.Е. Организация физического воспитания студентов зарубежных стран /О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 7. – С. 6-8.
  7. Пискун О.Е. Показатели эмоционального состояния студентов при освоении теоретического курса по дисциплине «Физическая культура» / О.Е. Пискун, М.Ю. Абабкова, А.Л. Леонтьева, Ю.А.  Ковалева // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 1. – С.  53-58.
  8. Ясюкова Л.А. Влияние занятий физической культурой на адаптированность студентов технического вуза / Л.А. Ясюкова, А.М. Алексанков, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 21-23.