Трансформация мотивов в процессе занятий спортивным туризмом

Кандидат психологических наук, доцент Л.Н. Рогалева1
Кандидат педагогических наук, доцент С.М. Галышева1
Кандидат медицинских наук, доцент А.В. Шихов1
1Уральский федеральный университет, Екатеринбург

Цель исследования – сравнение личностной мотивации и самооценки «мотивационного состояния» спортсменов в зависимости от уровня спортивного мастерства.
Методика и организация исследования. В исследовании участвовало 30 человек, участников 1-го этапа Кубка России на пешеходных дистанциях в закрытых помещениях (ноябрь, 2018 г., Пермский край). Первую группу составили спортсмены, выступающие на трассе 3-го класса трудности (13 человек), во вторую группу вошли спортсмены, выступающие на трассе 5-го класса трудности (17 человек).
В ходе исследования использовались следующие методы: опросник по выявлению мотивов выбора вида спорта, оценки его популярности, материальных условий для занятий данным спортом; модифицированный стандартизованный опросник для оценки личностной мотивации к занятиям спортом, включающий в себя 31 утверждение на личностную мотивацию, разработанный Диетер Тейпел (Dieter Teipel) и Рейнхилд Кемпер (Reinhild Kemper), учеными институтов психологии физической культуры г. Кологна Германии, «шкала мотивационного состояния», разработанная В.Ф. Соповым, для оценки ситуативной мотивации спортсменов.
Результаты исследования и выводы. В ходе проведенного исследования выявлено, что доминирующими личностными мотивами занятий спортивным туризмом является стремление к развитию своих способностей и расширение круга общения. В то же время с повышением уровня мастерства возрастает значимость мотивов самореализации и достижения личной цели через преодоление трудностей спортивной деятельности. С повышением уровня спортивного мастерства меняется самооценка «мотивационного состояния» спортсменов, которая становится более адекватной и связана с положительной оценкой тренировочного процесса, уверенности в выбранной методике подготовки и надежде на успех.

Ключевые слова: спортивный туризм, личностная мотивация, само-оценка «мотивационного состояния», спортсмены.

Литература

  1. Байковский Ю.В. Теория и методика тренировки в горных видах спорта / Ю.В. Байковский. – М.: ТВТ Дивизион, 2015. – 304 с.
  2. Ильин Е.П. Психология мотивационных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 508 с.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.
  4. Константинов Ю.С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма: учеб. пособие / Ю.С. Константинов. – М.: Советский спорт, 2009. – 392 с.
  5. Малкин В.Р. Спорт  – это психология / В.Р. Малкин, Л.Н. Рогалева. – М.: Спорт. – 174 с.
  6. Мнацаканян Б.Х. Факторы демотивации в спортивной деятельности / Б.Х. Мнацаканян // Молодые ученые. – 2012. – Т. 2. – С. 76– 77.
  7. Сопов В.Ф. Методы измерения психических состояний в спортивной деятельности / В.Ф. Сопов. – М.: РГУФК, 2005. – 32 с.
  8. Сопов В.Ф. Особенности соревновательной тревоги и мотивационного состояния конькобежцев и шорт-трековиков в соревнованиях высокой значимости / В.Ф. Сопов, А.Б. Леонтьева // Спортивный психолог. – 2013. – № 2 (29). – С. 78-82.
  9. Уэйнберг Р.С. Основы физической культуры и спорта / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 336 с.
  10. Ширинян А.А., Современная подготовка спортсмена – ориентировщика : учебно-метод. пособие / А.А. Ширинян, А.В. Иванов. – М.: Советский спорт, 2010. – 112 с.