Технологии компьютерного контроля и оценки успеваемости студентов по элективным дисциплинам

Кандидат педагогических наук, доцент М.Х. Хаупшев1
Кандидат педагогических наук, доцент А.З. Бажев1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Хежев1
Кандидат педагогических наук, доцент Э.Б. Яхутлова2
1Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик
2Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, Нальчик

Цель исследования – экспериментально обосновать технологии компьютерного контроля и оценки успеваемости студентов по элективным дисцип-линам по физической культуре и спорту.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в вузах Кабардино-Балкарской Республики с участием 536 студентов 1-3-го курсов (210 юношей и 326 девушек), занимающихся разными элективными видами: баскетболом, волейболом и плаванием. Для оценивания студентов по освоению элективных курсов по физической культуре и спорту была внедрена специально разработанная компьютерная программа. Студенты самостоятельно регистрировались в программе, участвовали в устном и электронном опросе, провели исходное тестирование показателей физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности, создали базу персональных данных обследуемых. В дальнейшем вместе с преподавателем студенты ввели показатели ещё пяти контрольных испытаний. Компьютерная программа рассчитала соответствие исходных данных нормам, установленным нормативам физического развития, функциональной и физической подготовленности, и показала динамику изменений результатов (эффектов) на оперативном, текущем и кумулятивном уровнях.
До начала эксперимента и по его окончании проводился опрос участников по выявлению мотивов, которые были сгруппированы по их направленности: оздоровительные, эстетические и спортивные.
Результаты исследования и выводы. Разработанная на основе применения информационных технологий методика контроля и оценки успеваемости студентов позволила изменить направленность мотивов в пользу физического развития и функциональных возможностей, улучшить динамику показателей функций организма и ростовесовых параметров, способствовать систематическим занятиям и повысить посещаемость на 28,5% (при р<0,05).
Для оценки успешности обучения студентов по элективным дисциплинам нужно вводить в систему контроля параметры функциональных возможностей и физического развития, которые для студентов становятся ведущими.

Ключевые слова: студент, элективные дисциплины, физическое здоровье, контроль и оценка, рейтинг успеваемости.

Литература

  1. Бака Р. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации студентов к физической активности / Р. Бака // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 5. – С. 52-55.
  2. Белов В.И. Нормирование нагрузки при различной направ­ленности оздоровительных тренировочных средств / В.И. Белов // Моделирова­ние и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре. – М., 1991. – С. 87-103.
  3. Валетов М.Р. Формирование здоровьеориентированной направленности личности студентов в процессе физического воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.Р. Валетов. – Челябинск, 2006. – 24 с.
  4. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б.  Эльконина–В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов. – М., 2007. – С. 8-23.
  5. Горелов А.А. К вопросу об использовании самостоятельной физической тренировки в образовательном пространстве современного вуза / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 1. – С. 3-4.
  6. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: монография / В.Л. Кондаков. – Белгород: ЛитКара-Ван, 2013. – 454 с.
  7. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
  8. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: учеб. пособие / В.Г. Шилько. – Томск: ТГУ, 2005. – 173 с.