Морфофункциональные особенности студенток, занимающихся по разным программам физической культуры

Кандидат биологических наук, доцент М.С. Головин1
Е.А. Шигаева1
Доцент Т.И. Колосова1
Доктор биологических наук, профессор Р.И. Айзман1
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Цель исследования – выявление показателей физического здоровья студенток НГПУ, занимающихся по разным фитнес-программам по сравнению с традиционными занятиями физической культуры.
Методика и организация исследования. В научной работе приняло участие 60 девушек-студенток от 18 до 22 лет, занимающихся в фитнес-центре НГПУ «Green Fitnes» и на традиционных занятиях по физической культуре. Девушки самостоятельно выбирали вид физкультурно-оздоровительной деятельности, что позволило сформировать три группы: 1) основная медицинская группа (ОМГ, n=15); 2) стэп-аэробика (СА, n=30); 3) функциональный тренинг (ФТ, n=15). Студентки ОМГ в течение года занимались по основной программе физической культуры вуза. Особенностями занятий в группе СА являлось длительное время физической работы в пределах целевой зоны пульса с использованием продолжительных упражнений для разных групп мышц. Интенсивность нагрузки дозировалась с помощью высоты платформы, принципа рычага, амплитуды перемещений, увеличения музыкального темпа. Занятия функциональным тренингом включали активацию большого количества мышечных групп и волокон разного типа с использованием комплексных статических и динамических нагрузок. ФТ включал в себя Cross Fit, функциональные петли TRX, использующие различные мышцы-стабилизаторы.
Результаты исследования и выводы. Стэп-аэробика и функциональный тренинг способствуют снижению массы тела и общего жира, развитию внешнего дыхания, повышению экономичности работы сердечно-сосудистой системы в покое и при физической нагрузке, увеличению PWC170 и улучшению восстановления частоты сердечных сокращений. Стандартная программа физической культуры приводит к незначительным улучшениям показателей физического здоровья, тогда как большинство параметров физического развития и функционального состояния к концу учебного года не изменяются.

Ключевые слова: физическая культура, фитнес, степ-аэробика, функциональный тренинг, студентки.

Литература

  1. Головин М.С. Интеграция функциональных, психофизиологических и биохимических процессов в организме спортсменов после аудиовизуальной стимуляции / М.С. Головин, Н.В. Балиоз, С.Г. Кривощёков и др.// Физиология человека. – 2018. – Т. 44. – №  1. – С. 64-71.
  2. Лубышева Л.И. Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы / Л.И. Лубышева, Н.В. Пешкова // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 1. – С. 39-41.
  3. Панфилов О.П. Методологические основы классификации интегрированных непараметрических видов физических упражнений (на примере фитнес-технологий) / О.П. Панфилов, В.В. Борисова, Т.А. Шестакова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 8. – С. 62-67.
  4. Саитов Р.М. Что такое «функциональный тренинг» / Р.М. Саитов, Т.С. Лисицкая // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 6. – С. 73-75.
  5. Суботялов М.А. Морфофункциональные и психофизиологические показатели девушек-легкоатлеток с разным уровнем спортивной квалификации / М.А. Суботялов, О.С. Никулина // Медицина и образование в Сибири. – 2014. – № 3. – С. 22.
  6. Филиппова Ю.С. Некоторые данные медико-биологического отбора кандидатов в сборную команду Новосибирской области по спортивной аэробике / Ю.С. Филиппова, М.С. Головин // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №  11-1. – С. 9-11.