Морфофункциональные особенности студенток, занимающихся по разным программам физической культуры

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент М.С. Головин1
Е.А. Шигаева1
Доцент Т.И. Колосова1
Доктор биологических наук, профессор Р.И. Айзман1
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Цель исследования – выявление показателей физического здоровья студенток НГПУ, занимающихся по разным фитнес-программам по сравнению с традиционными занятиями физической культуры.
Методика и организация исследования. В научной работе приняло участие 60 девушек-студенток от 18 до 22 лет, занимающихся в фитнес-центре НГПУ «Green Fitnes» и на традиционных занятиях по физической культуре. Девушки самостоятельно выбирали вид физкультурно-оздоровительной деятельности, что позволило сформировать три группы: 1) основная медицинская группа (ОМГ, n=15); 2) стэп-аэробика (СА, n=30); 3) функциональный тренинг (ФТ, n=15). Студентки ОМГ в течение года занимались по основной программе физической культуры вуза. Особенностями занятий в группе СА являлось длительное время физической работы в пределах целевой зоны пульса с использованием продолжительных упражнений для разных групп мышц. Интенсивность нагрузки дозировалась с помощью высоты платформы, принципа рычага, амплитуды перемещений, увеличения музыкального темпа. Занятия функциональным тренингом включали активацию большого количества мышечных групп и волокон разного типа с использованием комплексных статических и динамических нагрузок. ФТ включал в себя Cross Fit, функциональные петли TRX, использующие различные мышцы-стабилизаторы.
Результаты исследования и выводы. Стэп-аэробика и функциональный тренинг способствуют снижению массы тела и общего жира, развитию внешнего дыхания, повышению экономичности работы сердечно-сосудистой системы в покое и при физической нагрузке, увеличению PWC170 и улучшению восстановления частоты сердечных сокращений. Стандартная программа физической культуры приводит к незначительным улучшениям показателей физического здоровья, тогда как большинство параметров физического развития и функционального состояния к концу учебного года не изменяются.

Ключевые слова: физическая культура, фитнес, степ-аэробика, функциональный тренинг, студентки.

Литература

  1. Головин М.С. Интеграция функциональных, психофизиологических и биохимических процессов в организме спортсменов после аудиовизуальной стимуляции / М.С. Головин, Н.В. Балиоз, С.Г. Кривощёков и др.// Физиология человека. – 2018. – Т. 44. – №  1. – С. 64-71.
  2. Лубышева Л.И. Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы / Л.И. Лубышева, Н.В. Пешкова // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 1. – С. 39-41.
  3. Панфилов О.П. Методологические основы классификации интегрированных непараметрических видов физических упражнений (на примере фитнес-технологий) / О.П. Панфилов, В.В. Борисова, Т.А. Шестакова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 8. – С. 62-67.
  4. Саитов Р.М. Что такое «функциональный тренинг» / Р.М. Саитов, Т.С. Лисицкая // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 6. – С. 73-75.
  5. Суботялов М.А. Морфофункциональные и психофизиологические показатели девушек-легкоатлеток с разным уровнем спортивной квалификации / М.А. Суботялов, О.С. Никулина // Медицина и образование в Сибири. – 2014. – № 3. – С. 22.
  6. Филиппова Ю.С. Некоторые данные медико-биологического отбора кандидатов в сборную команду Новосибирской области по спортивной аэробике / Ю.С. Филиппова, М.С. Головин // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №  11-1. – С. 9-11.