Планирование тренировочных нагрузок различной направленности на основе учета показателей специальной работоспособности юных пловцов

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.Л. Войтенко1
Доктор педагогических наук, профессор В.Р. Соломатин1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – изучить возрастные изменения показателей аэробной и анаэробной работоспособности юных пловцов и выявить взаимосвязь этих показателей с объемами выполняемых тренировочных нагрузок различной направленности.
Методика и организация исследования. Для определения показателей аэробной и анаэробной работоспособности использовался тест со ступенчато возрастающей нагрузкой в гидроканале. При выполнении данного теста фиксировались показатели газообмена: уровни легочной вентиляции (VЕ), потребления кислорода (VО2), неметаболического «излишка» углекислого газа (ЕхсСО2), а также показатели кислотно-основного равновесия крови: рН крови, избытка буферных основании крови (ВЕ). По результатам данного теста рассчитывалась критическая и пороговая скорость плавания.
В исследовании приняли участие юные пловцы 11-15 лет со спортивной квалификацией от III разряда до мастера спорта.
Результаты исследования и выводы. Было установлено, что при планировании общего объема плавания и объемов тренировочных нагрузок различной направленности следует прежде всего ориентироваться на уровень развития максимальных аэробных и анаэробных потенций, определяющими показателями которых могут быть МПК и рН крови.
При комплектовании тренировочных групп необходимо учитывать как разницу в возрасте и стаже занятий, так и различия в индивидуальном уровне развития аэробных и анаэробных возможностей юных пловцов.

Ключевые слова: юные пловцы различного возраста и квалификации, аэробная и анаэробная работоспособность, критерии работоспособности, соотношение тренировочных нагрузок различной направленности.

Литература

  1. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж. Булгакова. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 191 с.
  2. Воронцов А.Р. Методика многолетней подготовки юных пловцов: методические рекомендации / А.Р. Воронцов, И.В. Чеботарева, В.Р. Соломатин // Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры. – М., 1990. – 49 с.
  3. Соломатин В.Р. Индивидуальный подход и основы построения тренировки в спортивном плавании в возрастных группах: монография / В.Р. Соломатин. – М.: Физическая культура, 2008. – 168 с.
  4. Соломатин В.Р. Построение тренировки юных пловцов на основе учета возрастных закономерностей биологического развития / В.Р. Соломатин // Новые исследования. – 2010. – №. 1 (22. – С. 110-117.
  5. Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация (биологические аспекты) / Т.С. Тимакова. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 144 с.