Массовая спортивная подготовка – новый вектор спортизации населения страны

Одной из актуальных социальных проблем современной России является физическое и духовно-нравственное состояние детей, подростков, молодежи и взрослого населения страны. Результаты социологических исследований констатируют ухудшение показателей здоровья нации, тенденции депопуляции населения, которые являются реальной угрозой национальной безопасности страны. В связи с этим рекомендуется принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию новых ценностных ориентиров, включающих развитие таких качеств, как пат­риотизм, гражданственность, ответственность за здоровье.
Спорт как социокультурный феномен, по своей сути, направлен на процесс социализации личности и развитие социальных институтов воспитания и образования современного общества. Поэтому руководством страны перед отраслью физической культуры и спорта поставлена задача вовлечения до 55 процентов населения в регулярные занятия спортом. Для определения эффективных путей решения данной задачи ученые и практики предпринимают попытки разработки и апробирования новых спортизированных технологий, способных удовлетворить спортивный интерес разных групп населения.
На сегодняшний день разработаны и активно используются в практике разноуровневые модели спорта, способные реализовать целевые установки, интересы и потребности определенных групп населения.
В теории спорта принято различать две основные разновидности спорта:
Спорт высших достижений (СВД), содержащий модели олимпийского, профессионального, коммерческого. Целевые установки СВД связываются с достижением высокого спортивного результата, повышением спортивного мастерства, построением успешной спортивной карьеры, получением финансового благополучия, славы.
Массовый спорт, включает различные спортивные проекты, такие как «Спорт для всех», «Дворовый спорт», «Веселые старты» и т.д. В данной разновидности спорта целевые установки занимающихся связываются с формированием здоровья, активным отдыхом, физическим совершенствованием.
С повышением социальной роли спорта значительно расширились его технологические возможности благодаря развитию новых моделей, отвечающих ценностным ориентациям и потребностям разных категорий населения, которые могут решать приоритетную для страны задачу массовой спортивной подготовки. К таким разновидностям следовало бы отнести фитнес-спорт, экстремальный, адаптивный, школьный, студенческий, для которых характерны доминирующие мотивы физической подготовки, достижения гармоничного телосложения и т.д., в частности:
Экстремальный спорт ориентирован на реализацию ценностных установок, связанных с эмоциональными переживаниями, сильным возбуждением, преодолением трудностей.
Адаптивный спорт направлен на самореализацию и социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями. Доминирующие мотивы этой категории населения связаны с повышением физической подготовленности, коммуникации, самосовершенствованием.
Школьный спорт направлен на вовлечение обучающихся в общеобразовательных заведениях в спортивную деятельность. Мотивация детей, подростков и молодежи связана с подготовкой к соревновательной деятельности, участием в соревнованиях, спортивным совершенствованием.
Студенческий спорт связывается как с моделью спорта высших достижений, так и с массовым спортом. Поэтому ценностные ориентации и мотивация студентов к занятиям могут отличаться в зависимости от уровня спортивной деятельности. Однако доминирующими мотивами студентов в спорте все-таки остаются совершенствование физической и спортивной подготовленности, участие в соревновательной деятельности, достижение высоких спортивных результатов.
Многие исследователи отмечают, что формирование моделей спорта, ориентированных на удовлетворение потребностей разных групп населения, является существенным фактором повышения их спортивной активности.
В первой статье «Перспективы», подготовленной мною в соавторстве с коллегами профессором Ш.З. Хуббиевым и Д.Б. Селюкиным (Санкт-Петербург), научно обосновывается феномен спортизации как фактор вовлечения населения в массовую спортивную подготовку, которая станет фундаментом формирования здоровья населения страны.
В свою очередь, опираясь на идею спортизации, массовая спортивная подготовка позволит обеспечить более качественную организацию процесса освоения населением норм и требований ВФСК ГТО.
Помимо решения данной задачи спортизация населения должна развивать социально-психологический потенциал людей, позволяющий «заразить всех» желанием стать спортсменом, благородно поступать и действовать, проявлять сплоченность, энтузиазм, творчество, любовь к большой и малой Родине.
Наряду с этим спортизированный подход может улучшать генофонд нации, испытывающей неблагоприятные по степени, многосторонности и разнообразию воздействия природной и социальной среды.
Спортизация, максимально удовлетворяющая спортивные потребности всех и каждого, основывается не на принуждении, а на свободном выборе, что обогащает мотивационную основу занимающихся. Однако при этом каждый должен понимать, что у него есть как права, так и обязанности и ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу своего народа и своего государства.
Спортизация может придать полноценность жизни человека, его семьи, сообщества, а участие в массовой спортивной подготовке – стать важной составляющей здорового образа жизни, условием его самореализации.
Технологической основой реализации идеи массовой спортизации могут стать спортивные клубы и центры в системе образования и по месту жительства, которые объединяют формальную и неформальную социальные и образовательные структуры для решения стратегической задачи оздоровления населения.

Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск нового прорыва в теории и методике спортивной подготовки и физического воспитания.

Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева