Влияние двигательной активности на физическую подготовленность обучающихся с нарушением интеллекта

Е.В. Наумова1
Кандидат педагогических наук Т.В. Фендель1
1Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Цель исследования – определить влияние двигательной активности детей 8 – 10 лет с легкой степенью нарушения интеллекта на уровень их физической подготовленности.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе коррекционных школ Пермского края. В нем приняли участие 198 детей 8 – 10 лет с легкой степенью нарушения интеллекта. Проводилась количественная и качественная оценка двигательной активности детей на уроке физической культуры и уровня физической подготовленности.
Результаты исследования и выводы. Наблюдается высокая отрицательная взаимосвязь высокого уровня двигательной активности детей с результатами контрольного испытания «6-минутный бег». Практически равные коэффициенты корреляции были получены между результатами выполнения контрольного испытания «Прыжок в длину с места» у детей с высоким и низким уровнями двигательной активности. Схожую картину наблюдали при выполнении обучающимися контрольного испытания «Прохождение гимнастической скамьи». Не выявлено статистически значимой взаимо-связи между уровнями двигательной активности детей с нарушениями интеллекта легкой степени и результатами выполнения ими контрольного испытания «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа». Наблюдается сильная отрицательная взаимосвязь между результатами выполнения контрольного испытания «Проба Ромберга», но только в группе детей с высоким уровнем двигательной активности. Детям с низким уровнем двигательной активности оказалось сложно выполнить контрольное испытание «Падающая линейка».
Результаты проведённого исследования дают основание заключить, что уровень двигательной активности детей, имеющих нарушение интеллекта легкой степени, является фактором, детерминирующим результат при диагностике уровня сформированности у них скоростных и координационных способностей, а также в испытаниях на выносливость.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, дети с нарушением интеллекта, коррекционные школы.

Литература

  1. Антипанова Н.А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта / Н.А. Антипанова, М.А. Дацко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 2. – С. 24-27.
  2. Ивинский Д.В. Актуальность экспериментальных методик дополнительного физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида / Д.В. Ивинский // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2015. – № 2 (142) – С. 102-107.
  3. Калмыков Д.А. Тестовый контроль развития координационных способностей детей с умственной отсталостью / Д.А. Калмыков, Г.И. Дерябина // Гаудеамус. – 2017. – № 3. – С. 38-43.
  4. Снесарь Н.Н. Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта / Н.Н. Снесарь, В.В. Пономарев // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.  Астафьева. – 2011. – № 1. – С. 111-115.
  5. Снигур М.Е. Коррекция развития физических качеств учащихся с нарушением интеллекта на основе игрового метода на уроках физической культуры / М.Е. Снигур, В.В. Власов, Н.В. Власов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 11 (153). – С. 23-238