Социальное представление эталонного образа преподавателя физической культуры

Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Изотов1
Кандидат психологических наук, доцент Г.В. Солдатова2
Д.Б. Селюкин1
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург

Цель исследования – изучение социальных представлений студентов о характеристиках идеального преподавателя физической культуры вуза.
Методика и организация исследования включали в себя проведение опроса среди студентов (n=109), а также самих преподавателей физической культуры (n=22) и их обработку методом контент-анализа. В качестве основного метода исследования использовалась анкета открытого типа, в которой респондентам предлагалось написать 10 наиболее важных характеристик преподавателя физической культуры.
Результаты исследования и выводы. Сравнительный анализ образов эталонного преподавателя физической культуры у студентов и самих преподавателей свидетельствует о наличии как общих, так и специфичных черт. Преподаватели в большей степени акцентируются на профессиональных характеристиках, а ожидания студентов связаны с комфортным взаимодействием и гуманным отношением со стороны преподавателя. Выявлена некоторая гендерная специфика эталонного образа преподавателя физической культуры (юноши ориентированы на более строгий, тогда как девушки, напротив, на мягкий имидж), которая может иметь значение в организации образовательного процесса. Образ идеального преподавателя может использоваться как модель специалиста данного профиля как в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в данной сфере, так и непосредственно в процессе профессиональной деятельности преподавателя физической культуры.

Ключевые слова: эталонный образ, преподаватели физической культуры, студенты, профессионализм, коммуникация.

Литература

  1. Аронова Т.В. Структура и содержание профессионального имиджа педагога физической культуры / Т.В. Аронова, И.А. Спицына // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.  – 2019. – № 3 (38). – С. 15-19
  2. Кузьмин М.А. Дифференциальная спортивная психология / М.А. Кузьмин, М.Н. Ларионова, М.В. Мурашева // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 5-7.
  3. Лях В.И. Физическая культура, 11-й кл.: Базовый уровень: метод. пособие / В.И. Лях, А.А. Зданевич / под общ. ред. В.И. Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 240 с.
  4. Степанова О.Н. Профессиональный имидж учителя физической культуры и пути его совершенствования / О.Н. Степанова, В.А.  Шарый // Наука и школа. – 2016. – № – С. 68-76.