Новые подходы определения нормативов для самооценки физической подготовленности студентов на основе свободы выбора

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Р.М. Кадыров1
Д.С. Савельев2
А.В. Зайцев2
1Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – научное обоснование нормативов для самооценки физической подготовленности студентов.
Методика и организация исследования. Представлена методика определения нормативов для собственной оценки физической подготовленности студентов на основе самостоятельно установленных градаций двигательных достижений. В исследовании участвовали студенты в количестве 75 человек.
Результаты исследования и выводы. Анкетирование показало, что студенты отдают предпочтение свободе вы­бора тестов и разработке простых по структуре тестов. В зна­чительной мере это обусловлено возможностью совершенствования в одном виде двигательной активности и выполнения контрольных упражнений, не требующих специального разучивания.
Полученные данные тестирования студентов при свободном выборе тестов и специально назначенных свидетельствуют о существенно более высоком уровне подготовленности субъективно определяемых видов контрольных упражнений.
Авторы делают вывод о том, что тренировки для выполнения контрольных упражнений, зафиксированных в учебной программе по физической культуре, существенно ограничены недостаточностью учебного времени и отсутствием соответствующей материально-технической базы вне учебного заведения. Вместе с тем студентам необходимо подобрать тесты, при выполнении которых возможно достижение необходимых результатов в контрольных упражнениях, сохранение здоровья и возможности выполнять самостоятельно выбранные тесты в относительно любых условиях. Поэтому, первоначально осуществив субъективный выбор конкретных тестов, в дальнейшем целесообразно применение формальных признаков для изучения их метрологических свойств. Вышеизложенный методологический подход позволяет разработать ориентировочные нормативные требования при использовании в качестве критерия уровня физического развития и состояния здоровья.

Ключевые слова: норматив, самооценка, двигательная активность, критерии оценки.

Литература

  1. Блахин Г.Н. Модели в теории физической подготовки / Г.Н. Блахин, Р.М. Кадыров. – СПб.: «Инкери», 2013. 144 с.
  2. Гетьман В.Д. Модель системы проверки и оценки физической подготовленности студентов / В.Д. Гетьман, Р.М. Кадыров // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 9. – С. 45-47.
  3. Дементьев К.Н. Проектные возможности физической культуры студентов в новых условиях / К.Н. Дементьев, О.В. Миронова, О.В. Пристав, В.И. Григорьев // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. – С. 94-96.
  4. Дмитриев Г.Г. Организационно-управленческая деятельность специалистов по физической подготовке / Г.Г. Дмитриев, Р.М.  Кадыров, Г.Н. Блахин. – СПб.: «Инкери», 2016. – 166 с.
  5. Кадыров Р.М. Моделирование объема и интенсивности нагрузок в процессе физической тренировки / Р.М. Кадыров, И.И. Михаил // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 8. – С. 72-75.
  6. Панченко И.А. Комплекс ГТО как фактор повышения эффективности управления физической подготовкой студенктов / И.А. Панченко, В.И. Григорьев // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 23-25.
  7. Пристав О.В. Фитнес-технологии как элемент обеспечения конкурентоспособности физической культуры студентов / О.В. Пристав, К.Н. Дементьев, О.В. Миронова // Физическая культура, спорт и здоровье. – 2016. – № 27. – С. 8-10.
  8. Руденко Г.В. Организационно-педагогическуие условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России / Г.В. Руденко, А.Э. Болотин // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 7. – С. 97-99.