Соотношение теоретического и эмпирического уровней исследования феномена физической рекреации

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.А. Дубровская1
Е.Н. Коростелев1
М.М. Громов1
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – создание целостной теории соотношения теоретического и эмпирического уровней знаний физической рекреации, определить области её прикладного использования.
Методы и организация исследования. В работе использован системный анализ и обобщение соотношения теоретического и эмпирического уровней знаний о физической рекреации.
Результаты исследования и выводы. В настоящее время в отечественной науке отмечается значительное усиление внимания к проблеме физической рекреации, которая рассматривается одним из доступных и эффективных средств оптимизации здоровья человека, организации его досуга. При всех положительных сторонах этого процесса следует отметить, что возрастание количества научных дисциплин, её изучающих, существенно затрудняет создать целостную ее теорию, определить области прикладного использования. Неизбежно возникает проблема интеграции накопленных знаний о физической рекреации, систематизации довольно разнообразных и многочисленных сведений о познаваемом феномене, создать целостную ее концепцию. В научных исследованиях принято выделять два основных уровня исследования того или иного явления – теоретический и эмпирический. Проблема соотношения теоретического и эмпирического уровней знаний не нова и существует в любой научной дисциплине. Особенно остро эта проблема стоит в науках о человеке, т.е. человекознании. Человеческий индивид рассматривается на биологическом уровне как морфофункциональная система, его организм, социологическом – как объект социальной системы, психологическом – как субъект функционирования системы, социально-психологическом – как объект-субъект системы. В статье рассматривается вопрос создания целостной концепции соотношения разных уровней.
Социально-культурологический подход в разработке и исследовании физической рекреации в настоящее время становится определяющим. Однако этот подход в теоретических и эмпирических исследованиях является чрезвычайно неразработанным или используется крайне ограниченно.

Ключевые слова: физическая рекреация, методологический принцип, личность, социальная сфера.

Литература

  1. Аслаханов С-А.М. Социальный аспект адаптационно-вос­ста­но­вительной модели физической рекреации. / М.А. Эльмурзаев, А.И. Коваленко // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – №  4. – С 34-36.
  2. Гетьман В.Д. Организация физической подготовки как научно-практическая проблема / В.Д. Гетьман, Р.М. Кадыров, В.С. Симаков // В сборнике: Развитие теоретических основ физического воспитания и спорта. – Сборник статей межвуз. науч.-практ. конф. «Герценовские чтения». – РГМУ им А.И. Герцена, 2018. – С.  38-41.
  3. Караван А.В. Модель самоуправления студентами физической тренировкой / А.В. Караван, Р.М. Кадыров, В.Д. Гетьман // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 9. – С. 3-4.
  4. Пристав О.В. Исследование мотивационной сферы студентов-плавцов вузов в контексте популяризации физкультурно-спортивной деятельности / О.В. Пристав, К.Н. Дементьев, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 10 (116). – С. 208-212.
  5. Пристав О.В. К вопросу разработки механизмов повышения эффективности занятий физической культурой со студентами специальных медицинских групп / О.В. Пристав, К.Н. Дементьев, О.В. Миронова, Л.В. Ярчиковская // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. – 2015. – №  2. – С. 2-26.
  6. Розин В.М. Личность как учредитель и менеджер «себя» и су­бъект культуры. / В.М. Розин // Человек как субъект культуры. – М.: Нау­ка, 2002. – С. 48.
  7. Эльмурзаев М.А. Культуросозидающий потенциал физической рекреации. / И.А. Панченко, Н.В. Смирнова // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4.– С. 102-104.
  8. Эльмурзаев М.А. Построение моделей физической рекреации: инновационный вектор развития / М.А. Эльмурзаев, И.А. Панченко, Н.В. Пахолкова // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 45-47.
  9. Эльмурзаев М.А. Пропорции понятий активности и деятельности в сфере физической рекреации / И.А. Панченко // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5.– С. 6-9.