Социально-психологическая оценка спортивной деятельности как фактора удовлетворенности студентов обучением в вузе

ˑ: 

Кандидат философских наук, доцент Н.А. Вахнин1
Кандидат технических наук, доцент А.Б. Маховиков1
Кандидат психологических наук, доцент В.В. Шарок1
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявление психологических факторов удовлетворенности условиями для занятия спортом в университете.
Методика и организация исследования. Исследование проведено в Санкт-Петербургском горном университете. Объект исследования – студенты очного отделения всех курсов обучения. Общее число респондентов – 264 человека. В процессе исследования использованы: метод анкетирования, в основе которого разработана анкета «Оценка удовлетворенности обучением в университете», методы психодиагностики (цветовой тест М. Люшера), методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой, методы статистической обработки данных, включающие анализ первичных статистик, анализ таблиц сопряженности, сравнительный и корреляционный анализы.
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что спортивный аспект связан с общей удовлетворенностью, но не больше остальных условий обучения. Следует отметить, что неудовлетворенные спортивным аспектом студенты также чаще не удовлетворены и другими аспектами обучения. С помощью анализа таблиц сопряженности в исследуемых группах были обнаружены различия в цветовых ассоциациях с понятиями «прошлое», «будущее», «я – студент» и «работа по специальности». Анализ ответов по методике диагностики реальной структуры ценностей подтвердил обнаруженную тенденцию: среди не удовлетворенных спортивным аспектом студентов процент тех, кто считает себя решительным человеком, существенно ниже, чем среди удовлетворенных. С помощью сравнительного анализа в исследуемых группах были обнаружены различия в значимости ценности здоровья. Не удовлетворенных спортивным аспектом студентов характеризует низкая оценка значимости ценности здоровья, нежелание что-либо делать для его укрепления.

Ключевые слова: ценности здоровья, психологические факторы удовлетворенности, физическая культура, корреляционный анализ.

Литература

  1. Бакешин К.П. Развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов строительного профиля в процессе овладения навыками решения тактических задач (на примере бокса) / К.П. Бакешин // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – №  11. – С. 51-53.
  2. Григорьев В.И. Форсайт тенденций и направлений развития студенческого спорта / В.И. Григорьев, И.Г. Герасимова, Е.С. Новикова // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – №  4. – С.  25-27.
  3. Дементьев К.Н. Мотивационная обусловленность занятий физической культурой учащейся молодежи / К.Н. Дементьев // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 11. – С. 33-35.
  4. Зароднюк Г.В. Прогностическое развитие физической культуры студентов в высших учебных заведениях России / Г.В. Зароднюк, Н.В. Пахолкова, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 4. – С. 11-13.
  5. Караван А.В. Влияние занятий физической культурой на формирование компонентов волевой активности студентов в адаптационный период / А.В. Караван, К.Н. Дементьев, О.В. Миронова и др. // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. – 2014. – № 4. – С. 33-39.
  6. Костюченко В.Ф. Формирование физической культуры граждан в контексте стратегии развития физической культуры и спорта в РФ / В.Ф. Костюченко, Г.В. Руденко, Ю.А. Дубровская // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 35-38.
  7. Пономарев Г.Н. Физическая культура в высшем образовании – важная составляющая подготовки будущих специалистов / Г.Н.  Пономарев, Я.В. Куванов, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 12-15.
  8. Пристав О.В. Исследования мотивационной сферы студентов-плавцов вузов в контексте популяризации физкультурно-спортивной деятельности / О.В. Пристав, К.Н. Дементьев, О.В.  Миронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 10 (116). – С. 208-212.
  9. Савельев Д.С. Влияние занятий спортивными единоборствами на психофизиологический потенциал студентов-первокурсников / Д.С. Савельев, С.А. Сидоренко // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 43-45.
  10. Эльмурзаев М.А. Социально-психологическая модель здоровья и физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, И.А. Панченко, Н.В. Пахолкова // // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – №  6. – С. 44-47.