Подготовка научно-педагогических кадров в условиях современного физкультурно-спортивного образования

Подготовка научно-педагогических кадров в условиях современного физкультурно-спортивного образования

ˑ: 

Сегодня в России и многих других странах аспирантура как главная структура подготовки научных кадров переживает период больших перемен: она стала третьим уровнем высшего образования. Это означает, что за период обучения аспирант должен, во‑первых, успешно окончить обучение, получить диплом преподавателя-исследователя, а затем подготовить научную работу и защитить ее в диссертационном совете. Как правило, трех запланированных лет для подготовки диссертационной работы уже не хватает, поэтому защита диссертации переносится на неоп-ределенный срок.
При анализе диссертационных работ нынешних аспирантов можно выделить наиболее часто проявляющиеся методологические ошибки, которые приводят к снижению качества диссертационного исследования:
формулировка тематики диссертационных работ не всегда отвечает запросу современной спортивной науки и практики;
в диссертационных работах присутствует мелкотемье и решение частных прикладных задач, характерных для данной возрастной группы, вида спорта или региона;
в ходе обучения аспирантам не предлагаются новые методики исследования, используется старое научное оборудование;
в списках используемой литературы мало представлено современных зарубежных источников;
публикации по теме диссертации готовятся в соавторстве, часто не полно отражают результаты проведенного исследования.
Кризисное состояние работы аспирантуры характеризуют такие факты, как сокращение бюджетных мест для обучения талантливой молодежи, уменьшение количества диссертационных советов и, как следствие, престижа научного труда и снижение интереса студентов и магистрантов к научно-педагогической деятельности.
Подтверждением кризисного состояния в подготовке научно-педагогических кадров в сфере физической культуры может служить анализ диссертационных работ по специальности 13.00.04, проведенный профессорами Б. Н. Шустиным и А. А. Гореловым на страницах «Перспективы». Авторы подтверждают сохранение выявленной ими ранее тенденции к уменьшению в последнее десятилетие числа диссертационных работ по физической культуре и спорту по всем направлениям исследований.
В 2019 году по научной специальности 13.00.04 было защищено 5 докторских и 46 кандидатских диссертаций. Если учесть, что в России 14 федеральных физкультурно-спортивных вузов, имеющих аспирантуру, то на каждый вуз приходится по 0,4 единицы подготовленных докторов наук и по 3,3 единицы кандидатов (при этом не учитывается подготовка научно-педагогических кадров в классических и педагогических университетах).
Наибольшее количество диссертаций за исследуемый период подготовлено в спортивных играх (среди них большинство – по футболу), по видам спорта, связанным с искусством движений, и спортивным единоборствам, в то время как в циклических видах спорта в последние годы проводится существенно меньшее число диссертационных исследований. Вместе с тем циклические виды спорта и спортивные дисциплины составляют наибольшую часть олимпийской программы и достижения в них определяют общекомандную победу в неофициальном зачете на Олимпийских играх. Данная ситуация требует активизации научно-исследовательской деятельности в направлении разработки эффективных технологий, связанных с развитием выносливости у высококвалифицированных спортсменов.
В другой статье «Перспективы», подготовленной профессором Б. Н. Шустиным совместно с доцентом Л. В. Сафоновым, прослеживается тенденция снижения диссертационных работ по медико-био­ло­гическим аспектам спортивной науки, которая проявляется в уменьшении общего числа диссертаций на соискание ученой степени как кандидата, так и доктора наук, а также в отсутствии работ по проблемам дошкольного физического воспитания, физического воспитания молодежи студенческого возраста, медико-биологического обеспечения физического воспитания и массовой физической культуры.
В то же время по-прежнему более половины диссертационных работ медико-биологического характера за исследуемый период посвящено общим проблемам спортивной подготовки без указания конкретного вида спорта, среди которых наибольшее внимание было уделено вопросам терапии заболеваний методами физической культуры и спорта и проблеме оценке физического здоровья спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в то время как вопросам подготовки спортсменов отдельных олимпийских и неолимпийских видов спорта было уделено меньше внимания.
Наибольшее количество диссертационных работ медико-био­ло­ги­чес­кой направленности за исследуемый период посвящено вопросам подготовки спортсменов в циклических видах спорта и спортивных единоборствах и составило более половины от общего количества диссертаций.
Авторы предполагают, что уменьшение общего числа диссертационных работ медико-биологической направленности в сфере физической культуры и спорта не является результатом снижения интереса к научным исследованиям в этой области спортивной науки, это следствие общих тенденций усложнения требований к диссертационным работам и нежелание молодых ученых заниматься активной научной деятельностью.
Для успешной подготовки научно-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта, на наш взгляд, следует ориентировать аспирантов на полное погружение в научно-исследовательскую деятельность, поскольку многие из них пытаются совмещать обучение и работу, иногда даже не по специальности. Для этого потребуется увеличить стипендии, изыскать возможность создать фонд именных стипендий для аспирантов, решающих проблемы приоритетных направлений развития спортивной науки. Предлагаемые меры могут стать предпосылкой для изменения критической ситуации в подготовке научно-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.

Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск нового прорыва в теории и методике спортивной подготовки и физического воспитания.

Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева