Обоснование условий и факторов, определяющих скорость бега на короткие дистанции

ˑ: 

А.Н. Катенков1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Анисимова1
Аспирант Е.М. Новикова1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Цель исследования – повышение скорости бега спринтеров на короткие дистанции с учетом факторов, определяющих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова г. Ульяновска в период с 2017 по 2018 г. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), в каждой по 12 спринтеров.
Тренировочные занятия в КГ проводились по традиционной методике в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных бегунов на короткие дистанции, рекомендованной РФ легкой атлетики; в ЭГ использовалась разработанная методика, учитывающая педагогические условия и факторы, влияющие на скорость бега.
Результаты исследования и выводы. Результаты педагогического эксперимента показали, что основными педагогическими условиями и факторами повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спринтеров являются: обеспечение постепенной адаптации спортсменов к мышечной нагрузке; условия, исключающие возникновение стрессов различного характера; использование системы специальных педагогических воздействий, обеспечивающих создание ситуации успешности, повышение уверенности в себе, формирование чувства удовлетворенности от тренировочных занятий, реализацию творческих способностей и склонностей.

Ключевые слова: спринтерский бег, педагогические условия, факторы.

Литература

  1. Аврамова Н.В. Формирование способности к прогнозированию двигательных действий волейболисток 15-17 лет / Н.В. Аврамова, Л.Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – № 2. – С. 34-36.
  2. Анисимова Е.А. Повышение спортивного мастерства бегунов на короткие дистанции / М.А. Козловский // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 9. – С. 76.
  3. Анисимова Е.А. Приемы педагогического стимулирования двигательной активности бегунов на средний дистанции / Е.А. Анисимова, А.Н. Катенков // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – №  4. – С. 66-69.
  4. Анисимова Е.А. Методические подходы к совершенствованию спортивной подготовки квалифицированных бегуний на короткие дистанции / Е.А. Анисимова // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 3. – С. 66-68.
  5. Бальсевич В.К. Методология индивидуализации в физическом воспитании и спорте / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 6. – С. 74.
  6. Катенков А.Н. Моделирование повышения технической подготовленности бегунов на короткие дистанции / А.Н. Катенков // Педагогико-психологические и медико-биологическое проблемы физической культуры и спорта. – 2015. – № 1 (34). – С. 55-63 (Режим доступа к журн.: http://www/kamgifk.chelny.net/jour­nal.
  7. Назаренко Л.Д. Формирование рационального взаимодействия с опорой бегуний на 400 метров: учебно-метод. пособие / Л.Д. Назаренко, Е.А. Анисимова, М.А. Козловский. – Ульяновск, 2011. – 107 с.
  8. Назаренко Л.Д. Физиология физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – Ульяновск: ФГ БОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. – 262 с.
  9. Чернышева А.В. Формирование рационального двигательного ритма у бегуний на средние дистанции: монография / А.В. Чернышева, Л.И. Костюнина. – Ульяновск, 2011. – 96 с.