Уровень спортивной квалификации в контексте оценки нравственной направленности личности

ˑ: 

Аспирант М.В. Попова1
Доктор психологических наук, профессор Е.К. Веселова2
Доктор психологических наук, профессор Е.Ю. Коржова2
Кандидат педагогических наук Т.А. Макарова1
1Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)
2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Цель исследования – изучение влияния различной спортивной квалификации на нравственную направленность личности спортсменов.
Методика и организация исследования. В ходе исследования были сформированы 3 выборки в количестве 374 человек. В первую выборку вошли 124 спортсмена, имеющих спортивную квалификацию «Мастер спорта» (МС) и «Кандидат в мастера спорта» (КМС). Вторая выборка состояла из 124 студентов-спортсменов, имеющих с I по III спортивный разряд. Третья – из 124 студентов-спортсменов, не имеющих спортивной квалификации. Для оценки нравственной направленности респондентов использовался проективный метод погружения в ситуации морального выбора – «Друг-советчик-2».
Результаты исследования и выводы. Выявлены достоверные различия в нравственной направленности между спортсменами со спортивной квалификацией «Мастер спорта», «Кандидаты в мастера спорта» и спортсменами массовых разрядов и не имеющими спортивной квалификации. Общие показатели нравственной направленности: количество позитивных выборов и общий индекс нравственности спортсменов самой высокой квалификации достоверно выше, чем у спортсменов более низких квалификаций. Показатели состояния нравственной сферы личности, представленные в таблице как частота высказываний определенных категорий, говорят о том же: спорт­смены высокой квалификации показали гораздо более зрелое личностное отношение к моральному выбору. Они в большей степени опираются на внутренние мотивы морального выбора, упоминают о совести; гораздо меньше дают какие-либо трудно выполнимые советы и рассуждают на отвлеченные темы; в процессе морального выбора у них гораздо больше положительных эмоций, чем отрицательных; у них реже проявляется эмоциональное отчуждение и условный выбор.
Достижение высокой спортивной квалификации требует личностной зрелости, которая проявляется в более высокой нравственной направленности.

Ключевые слова: нравственность, нравственная направленность, моральный выбор, студенты, спортсмены разных квалификаций.

Литература

  1. Балаева О.Е. Морально-нравственная проблематика спортивной деятельности глазами учащихся профильного вуза / О.Е. Балаева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 6. – С. 52-62.
  2. Байковский Ю.В. Состояние психологического здоровья личности и роль духовно-нравственного потенциала в экстремальных условиях спортивной деятельности / Ю.В. Байковский, Н.Г.  Самойлов, А.В. Алешичева // Ученые записки университета им. П.Ф.  Лесгафта. – 2019. – № 5 (171). – С. 405-410.
  3. Веселова Е.К. Метод исследования нравственной сферы личности // Диагностика здоровья. Психологический практикум: [сборник] / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2007. – С. 359-374.
  4. Головнин А.А. Воспитание подростков средствами каратэ кекусинкай: оздоровительная, духовно-волевая и духовно-нрав­ствен­ная составляющая тренировок / А.А. Головнин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 5 (159). – С. 50-58.
  5. Казанцев С.А. Формирование нравственного потенциала личности средствами спортивного ориентирования / С.А. Казанцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 2 (108). – С. 75-78.
  6. Коржова Е.Ю. Личностное здоровье студентов и его ресурсы в вузовской социализации / Е.Ю. Коржова, Е.К. Веселова, Т.В. Анисимова // Психологическое здоровье и технологии здоровьесбережения в современной образовательной среде. Коллективная монография. – СПб., 2019. – С. 36-46.
  7. Попова М.В. Сравнительный анализ личностных качеств студентов-спортсменов разных спортивных квалификаций и студентов, не занимающихся спортом / М.В. Попова // Научное мнение. – 2019. – № 9.
  8. Попова М.В.Тактика поведения «Сотрудничество» в конфликтной ситуации у студентов физкультурного вуза / М.В. Попова // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 14-16.
  9. Черняев А.А. Нравственное воспитание личности в процессе спортивной деятельности / А.А. Черняев, Е.А. Фонарева // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 5. – С. 75-75.