Методика психологической адаптации квалифицированных футболистов 15-17 лет к тренировочной и соревновательной нагрузке

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко1
А.С. Коваленко1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Цель исследования – экспериментально доказать эффективность методики психологической адаптации квалифицированных футболистов к тренировочным и соревновательным нагрузкам.
Методика и организация исследования. При разработке методики психологической адаптации к тренировочной и соревновательной деятельности учитывались психологические факторы. Для проверки эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 36 квалифицированных (II и I р.) футболистов 15-17 лет. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), в каждой по 18 игроков различных амплуа: нападающих, защитников и полузащитников, по 6 человек, соответственно. В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике. В ЭГ использовалась разработанная методика психологической адаптации к различным тренировочным и соревновательным нагрузкам.
Результаты исследования и выводы. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что под воздействием систематической тренировочной нагрузки показатели улучшились в обеих группах с явным преимуществом спортсменов ЭГ. Более существенное улучшение показателей технической подготовленности футболистов ЭГ связано с включением психологической подготовки в содержание тренировочного процесса. Это способствовало увеличению уверенности в своих силах, формированию навыков самоконтроля двигательных действий; управлению психоэмоциональным состоянием; потребности в самостоятельных дополнительных занятиях для совершенствования индивидуальной техники выполнения элементов двигательных действий, составляющих содержание игры в футбол.

Ключевые слова: футбол, психологическая адаптация, методика, педагогический эксперимент.

Использованная литература

  1. Закиров Д.Р. Психологическая подготовка борцов различного темперамента на предсоревновательном этапе подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук / Д.Р. Закиров. – Набережные челны, 2013. – 22 с.
  2. Ильин Е.П. Психология спорта: монография / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 351 с.
  3. Инуфио Р. Исследование психологической готовности к выполнению двигательного действия: автореф. дис. … канд. пед. наук / Р. Инуфио. – СПб., 2002. – 24 с.
  4. Коломинский Я.Л. Человек и психология / Я.Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
  5. Мартенс Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартенс. – М. Физкультура и спорт, 2009. – 176 с.
  6. Кузьмин М.А. Психология адаптации к условиям соревнований в единоборствах / М.А. Кузьмин. Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 10. – С. 41-43.
  7. Кузьмин М.А. Методологические аспекты исследования факторов адаптированности спортсменов к соревнованиям / М.А.  Кузьмин // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 2. – С.  58-60.
  8. Кудряшев Н.Х. Техническая подготовка юных футболистов на начальном этапе обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Х.  Кудряшев. – Наб. Челны, 2011. – 23 с.