Перспективы экопсихологических исследований физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений

ˑ: 

Доктор философских наук, профессор А.И. Панюков1
Доктор психологических наук, профессор Ю.Г. Панюкова2
Доктор исторических наук, профессор И.М. Корнилова1
Кандидат философских наук, доцент И.Ф. Понизовкина1
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Психологический институт Российской академии образования, Москва

Цель исследования – анализ психологически релевантных показателей репрезентации физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений.
Методика и организация исследования: изучение литературы по проблеме, теоретический анализ информации, выделение составляющих исследуемой проблемы, систематизация выделенных фактов, определение общих и различных черт исследуемого феномена.
Результаты исследования и выводы. Проведен анализ теоретических подходов и методических инструментов, позволяющих реализовать возможность экопсихологического исследования физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений. Методологической парадигмой, в рамках которой предлагается реализация исследования, является экопсихологический подход – сложившееся в отечественной психологии самостоятельное направление, акцентирующее внимание на интерпретации особенностей субъект-средовых взаимодействий как психологически релевантных показателях.

Ключевые слова: экопсихологический подход, физкультурно-спортивная среда, образовательные учреждения, психологическая репрезентация физкультурно-спортивной среды, формальные особенности репрезентации физкультурно-спортивной среды, содержательные особенности репрезентации физкультурно-спортивной среды.

Литература

  1. Богомаз С.А. Оценка восприятия городской и университетской среды через измерение ценностей / С.А. Богомаз, И.В. Атаманова // Фундаментальные и прикладные исследования в современной психологии. – М.: ИП РАН, 2017. – С. 646-651.
  2. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: автореф. дис. … докт. психол. наук / С.Д. Дерябо. – М., 2002. – 39 с.
  3. Доронина Т.В. Возрастные особенности восприятия пространственно-предметного компонента образовательной среды / Т.В. Доронина // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – С. 1-17.
  4. Капцов А.В. Методика оценки образовательной среды учреждения с позиций экопсихологического подхода / А.В. Капцов, Е.И.  Колесникова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: «Психология». – 2015. – № 2 (18). – С. 34-45.
  5. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда/ Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – C. 13-23.
  6. Манжелей И.В. Формирование физкультурной компетентности бакалавров // И.В. Манжелей, С.Н. Чернякова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2016. – Т. 2. – № 1. – С. 270-282. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-1-270-282.
  7. Манжелей И.В. Субъекты и среда физического воспитания и спорта: монография / И.В. Манжелей, В.Н. Потапов. – М.: АНО НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». – 2010. – 192 с.
  8. Марютина Т.М. Психологическая репрезентация простран­ствен­но-предметной среды /Т.М. Марютина, Ю.Г. Панюкова // Системные исследования в психологии. – М.: ИП РАН, 2005.
  9. Ментальная репрезентация: динамика и структура / под ред. А.В.  Брушлинского, Е.А. Сергиенко. – М.: ИП РАН, 1998. – 320 с.
  10. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб.: ПИ РАО, Нестор-История. – 2007. – 352 с.
  11. Панов В.И. Экопсихология. Парадигмальный поиск / В.И. Панов. – М., СПб.: ПИ РАО, 2014. – 296 с.
  12. Панюкова Ю.Г. Особенности психологической репрезентации студентами образовательной среды вуза / Ю.Г. Панюкова, Е.Н. Панина, В.А. Алябьева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – № 12. https: //doi.org /10.24158/spp.2018.12.20
  13. Филимонова С.И. Пространство физической культуры и спорта вуза /С.И. Филимонова, Л.Б. Андрющенко, Ю.Б. Филимонова // Культура физическая и здоровье. – 2017. – № 4 (64). – С. 13-16.
  14. Шукова Г.В. Особенности социально-психологического пространства молодых специалистов – практических психологов / Г.В. Шукова [Эл. ресурс] //URL: http//psystudy.ru/num/2014v7n33/938-shukova33.html
  15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.