Особенности аэробного потенциала у подростков с разными темпами физического развития

ˑ: 

Доктор медицинских наук, профессор А.Л. Корепанов1
Доктор педагогических наук, профессор О.Н. Головко1
Кандидат педагогических наук, доцент С.Е. Моторная1
1Севастопольский государственный университет, Севастополь

Цель исследования – сравнительная оценка аэробного потенциала у подростков-мальчиков, имеющих разные темпы физического развития.
Методика и организация исследования. Исследование проведено на подростках – мальчиках (87 человек) в возрасте 13-14 лет. По показателю «длина тела» исследуемые были разделены на 3 группы: 1-я группа – акселераты (26 человек), 2-я группа – нормоданты (40 человек), 3-я группа – ретарданты (21 человек). Определяли: массу и длину тела, жизненную емкость легких (ЖЕЛ), жизненный индекс (ЖИ) – отношение ЖЕЛ к массе тела, утилизацию кислорода (УО2), абсолютное (ПО2) и относительное (ОПО2) потребление кислорода, абсолютную (ФР) и относительную (ОФР) физическую работоспособность, абсолютное (МПК) и относительное (ОМПК) максимальное потребление кислорода. Физическую работоспособность определяли в степ-тесте по методике Карпмана, потребление кислорода – газоаналитическим методом.
Результаты исследования и выводы. Полученные результаты показали, что функциональные резервы системы кислородного обеспечения подростков зависят от темпов физического развития.

Ключевые слова: подростки, аэробный потенциал, физическое развитие, физическая работоспособность, потребление кислорода.

Литература

  1. Балыкова Л.А. Изменения сердечно-сосудистой и иммунной систем у юных спортсменов: положительные эффекты L-карнитина / Л.А. Балыкова и др. // Педиатрия. Приложение «Consilium Vedicum». – 2014. – № 4. – С. 20-24.
  2. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
  3. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учеб. пособие / под ред. проф. В.Р. Кучмы. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 560 с.
  4. Долгих В.В. Роль психоэмоциональных и социальных факторов в развитии эссенциальной артериальной гипертензии у подростков / В.В. Долгих, Ж.В. Прохорова, Н.А. Фомина // Педиатрия. – 2011. – № 5. – С. 25-28.
  5. Загревская А.И. Онтокинезиологический подход как методология спортизации физического воспитания в системе образования / А.И. Загревская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 6. – С. 6-8.
  6. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А.  Гуднов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.
  7. Корепанов А.Л. Дифференциальная характеристика морфофункциональных параметров подростков с разным уровнем физического развития / А.Л. Корепанов // Вестник физиотерапии и курортологии. – 2007. – № 2. – С. 33-40.
  8. Корепанов А.Л. Функциональные показатели деятельности сердца у подростков с разными темпами физического развития / А.Л.  Корепанов // Теория и практика физ. культуры. – 2016. –№ 12. – С. 49-51.
  9. Лубышева Л.И. Социальный вектор трансформации отношения школьников к физической культуре и спортивной деятельности / Л.И. Лубышева, И.М. Салахов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 2. – С. 71-73.
  10. Спортивная медицина: национальное руководство / под ред. акад. РАН и РАИМН С.П. Миронова, проф. Б.А. Поляева, проф. Г.А. Макаровой. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 1184 с.
  11. Шейх-Заде Ю.Р. Экспресс-метод определения энерготрат у человека / Ю.Р. Шейх-Заде, С.П. Цветковский // Физиология человека. – 1986. – Т. 12, вып. (6). – С. 1039-1040.