Физическая культура в системе детерминант здоровьесберегающего поведения

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук Т.Г. Ефремова1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Степанова1
1Академия физической культуры и спорта Южного федерального университета, Ростов-на-Дону

Статья посвящена проблеме использования потенциала физической культуры в качестве необходимого компонента здоровьесберегающей деятельности. Анализируются компоненты готовности к здоровьесбережению респондентов различных социальных групп: студенчества как наиболее развивающейся и активной части общества, во многом определяющей состояние здоровья социума в ближайшем будущем (студенты вузов и колледжей Ростовской области); представителей профессий, направленных на здоровьесбережение как доминирующее направление профессиональной деятельности и определяющих состояние здоровья населения в настоящий момент (врачи и медицинские сёстры муниципальных учреждений здравоохранения г. Шахты Ростовской области); лиц, прилагающих активные усилия для сохранения и укрепления здоровья путем совершенствования физических кондиций (преподаватели физической культуры и тренеры различных спортивных специализаций детско-юношеских спортивных школ Ростовской области; клиенты фитнес-клубов и спортивно-оздоровительных комплексов).
Анализ результатов исследования позволил сформулировать следующие обобщения.
Формирование компетенций здоровьесбережения должно заключаться в изучении конструктивных способов регулирования физического, психического, душевного состояния и позитивного саморазвития в контексте профессионально значимых, личностных, социальных аспектов жизнедеятельности.
Практические навыки должны базироваться на устойчивом знаниевом фундаменте и подкрепляться адекватными мотивационными установками.
Необходимым условием и компонентом практической здоровьесберегающей деятельности является наличие соответствующих условий и возможностей в пространственном и профессиональном окружении, интеграция усилий всех государственных и социальных институтов. Только при соблюдении указанных аспектов можно прогнозировать соответствие декларируемых представлений о здоровье и реальных механизмов их реализации, а также формирование действенной ценностной значимости здоровьесберегающего поведения.

Ключевые слова: факторы здоровья; физическая культура; здоровьесбережение; двигательная активность.

Литература

  1. Истягина-Елисеева Е.А. Анализ отношения к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту в современной России / Е.А. Истягина-Елисеева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 3. – С. 34-37.
  2. Карасева Т. В. Особенности мотивации ведения здорового образа жизни / Т.В. Карасева, Е.В. Руженская // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2013. – № 5. – С. 23–24.
  3. Касимов Р.А. О нормативной модели здорового образа жизни / Р.А. Касимов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2015. – № 2 (38). – С. 161–172.
  4. Козин А.М. Интерпретация системообразующих детерминант в здоровьесберегающем образовательном пространстве / А.М. Козин // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2009. – № 38 (171). – С. 58-65.
  5. Науменко Ю.В. Социально-культурные феномены «Здоровье» и «Здоровый образ жизни»: сущность и стратегия формирования / Ю.В. Науменко // Проблемы современного образования. – 2012. – № 6. – С. 151–176.