Концептуальная модель психограммы шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1
Доктор педагогических наук, доцент C.Н. Фомина1
1Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать концептуальную модель психограммы шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья с осуществлением комплексного педагогического контроля в массовом спорте и спорте высших достижений.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась с 2005 по 2015 г. на базе Интернет-портала «Шахматная Планета»; государственных бюджетных учреждений г. Москвы территориальных центров социального обслуживания «Алексеевский» и «Южнопортовый»; Дома шахмат Российского государственного социального университета. Экспериментальную выборку составили 1257 шахматистов с отклонениями в состоянии здо­ровья.
Результаты исследования и выводы. Полученные результаты исследования позволили:
– охарактеризовать компонентный состав и выделить основные профессионально значимые качества шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья в тренировочно-соревновательной деятельности на основе метода психографирования;
– создание критериальной базы диагностики профессионально значимых интеллектуальных и мнемических функций шахматистов;
– создание индивидуализированной психодиагностической модели комплексного контроля психических свойств и состояний шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья;
– очертить перспективы адаптивного шахматного спорта как механизма социализации и социальной интеграции целевого контингента.

Ключевые слова: шахматный спорт, психограмма, лица с отклонениями в состоянии здоровья, оперативная память, оперативное мышление, оценочная функция, метод психографирования.

Литература

  1. Абалян А.Г. Система комплексного педагогического контроля в подготовке спортсменов-паралимпийцев высокого класса: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.Г. Абалян. – М., 2019. – 37 с.
  2. Алифиров А.И. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова, А.С. Махов, М.С. Белов // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 5. – С. 53-55.
  3. Габбазова А.Я. Исследование интеллектуальных способностей шахматистов высокой квалификации / А.Я. Габбазова // Спортивный психолог. – 2014. – № 1 (32). – С. 19-22.
  4. Дьяков И.Н. Психология шахматной игры на основе психотехнических испытаний участников Международного шахматного турнира в Москве в 1925 г. / И.Н. Дьяков, Н.В. Петровский, П.А. Рудик; Лаборатория экспериментальной психологии и психотехники Г.Ц.И.Ф.К. – М.: [изд. авторов], 1926. – 159 с.
  5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / C.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2016. – 616 с.: ил.
  6. Михайлова И.В. Шахматы для лиц с нарушениями психического и интеллектуального развития / И.В. Михайлова, А.И. Алифиров // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 46-47.
  7. Степанова О.Н. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности / О.Н. Степанова, А.С. Махов, Е.Н. Латушкина, Ю.С. Бернина // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 66-68.
  8. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. – М.: Наука, 1998. – 335 с.
  9. Юров А.И. Спортограмма и психограмма спортсмена / А.И. Юров // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 12. – С. 67-68.