Детерминанты качества физкультурного образования сквозь призму мнений студентов

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Н. Коваль1
Кандидат педагогических наук, доцент Р.В. Гзирьян1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Шиянова2
Кандидат педагогических наук, доцент А.П. Бабченко2
1Северо-Кавказский федеральный университет, Пятигорск
2Пятигорский государственный университет, Пятигорск

Цель исследования – выявление основных детерминант качества физкультурного образования в высших образовательных учреждениях с точки зрения студентов.
Методика и организация исследования. В период с февраля по март 2019 г. был проведен опрос посредством группового самостоятельного заполнения анкет 1230 студентов бакалавриата 1-4-го курсов пяти высших учебных заведений города Пятигорска. Анкета включала в себя открытые и полузакрытые вопросы, позволяющие выявить ряд параметров качества приобретаемых студентами знаний по дисциплине «Физическая культура», в частности: 1) удовлетворенность качеством приобретаемых знаний (по 5-балльной шкале); 2) факторы, обуславливающие удовлетворенность качеством образования; 3) рекомендуемые респондентами мероприятия, ориентированные на повышение качества образования; 4) характеристики современного преподавателя высшего учебного заведения. Идентифицирование названных категорий позволило интерпретировать полученные в ходе анкетирования данные посредством методов: контент-анализа, смысловой интерпретации и графического представления данных, ранжирования.
Результаты исследования и выводы. Результатами проведенного исследования стало выявление основных детерминант качества физкультурного образования в высших образовательных учреждениях с точки зрения студентов: 1) компетентный преподаватель, обладающий высокими профессиональной, педагогической и коммуникативной компетентностями; 2) мотивированность студентов на приобретение прикладных знаний и навыков в области физической культуры и спорта; 3) внедрение электронных систем коммуникации в организационном обеспечении образовательного процесса.

Ключевые слова: качество физкультурного образования, образовательная услуга, удовлетворенность качеством, маркеры удовлетворенности, детерминанты качества образования.

Литература

  1. Братищенко Д.В. Глобализация и проблемы высшего образования в России / Д.В. Братищенко // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2014. – № 203. – С. 49-55.
  2. Гладкова М.В. Качество услуг вуза: студенческий взгляд / М.В. Гладкова // Практический маркетинг. – 2007. – № 5. – C. 30-35.
  3. Гордиенко Т.П. ИКТ в образовании: эволюция к новому качеству образования / Т.П. Гордиенко, О.Ю. Смирнова // Дистанционные образовательные технологии / Материалы I Всерос. науч.-практ. интернет-конф. – 2016. – С. 55-58.
  4. Зотова В.А. Студенческая оценка качества образования как элемент внутреннего мониторинга качества образования / В.А. Зотова // Национальные концепции качества: повышение качества в обеспечении конкурентоспособности экономики / Сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. – 2015. – С. 98-100.
  5. Климова Н.И. Аспекты современной концепции качества профессионального образования в контексте глобализации образования: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Научные исследования и разработки в эпоху глобализации» / Н.И. Климова. – 2017. – С. 197-201.
  6. Корнев В.Т. Сущность и содержание понятий «качество образования», «мониторинг качества образования», «управление качеством образования» / В.Т. Корнев // Некоторые вопросы анализа, алгебры, геометрии и математического образования. – 2015. – №  3. – С. 98-100.
  7. Литвинов И.И. Мониторинг качества образования в управлении качеством обучения: создание внутривузовских систем менеджмента качества образования / И.И. Литвинов // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – № 2. – С.  260-262.
  8. Николаева М.Н. Качество образования и управление качеством образования – главные проблемы современной системы высшего образования / М.Н. Николаева // Проблемы и перспективы развития высшего образования на современном этапе / Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Электросталь, 2010. – С.  22-26.
  9. Озерникова Т.Г. Качество образования приоритет развития университета / Т.Г. Озерникова, Т. А. Бутакова // Известия Байкальского государственного университета. – 2015. – Т. 25. – № 2. – С. 196-205.
  10. Рулёва Я.С. Международная модель преподавателя высшей школы / Я.С. Рулёва // Вестник Казахстанско-Американского свободного университета. – 2008. – № 1. – С. 23.
  11. Федорова Е.Р. Диагностическое тестирование как средство выявления индивидуальных особенностей студентов / Е.Р. Федорова // Развитие современного образования: от теории к практике / Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. – 2018. – С. 35-37.