Сопряженность изменений физического развития и физической подготовленности дошкольников, школьников и студенток

Фотографии: 

ˑ: 

Доцент Е.А. Койпышева1
Доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Лебединский1, 2
1Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск
2Иркутский государственный университет, Иркутск

Цель исследования – выявление сопряженности изменений параметров физического развития и физической подготовленности дошкольников, школьников и студенток, проживающих в Восточной Сибири.
Методика и организация исследования. Всего было обследовано 10 618 человек (1580 дошкольников, 3211 школьников и 5827 студенток), проживающих в г. Иркутске. В соответствии с порядком проведения мониторинга в РФ и методическими рекомендациями при определении физического развития обследованного контингента использовались антропометрические (рост, вес, ОГК) и физиометрические (ЖЕЛ, динамометрия, проба Мартинэ–Кушелевского) методы изучения их физического здоровья, а также проводилось тестирование у них двигательных качеств.
Результаты исследования и выводы. Для дошкольников, школьников и студентов оптимальный уровень двигательной активности является физиологической потребностью и важной составляющей их здорового образа жизни. В связи с этим проведено сопоставительное изучение у них характеристик физического развития и физической подготовленности на ранних этапах онтогенеза (10 618 человек).
У школьников наблюдается чередование периодов прироста характеристик физического развития и физической подготовленности. Параметры физического развития школьниц по большинству измерений интенсивно нарастают в 12-13 лет, а по темпам их развития они значительно опережают (13-15 лет) своих сверстников-мальчиков. У школьников период максимального прироста параметров физической подготовленности (8-11 лет) занимает более продолжительный промежуток времени, особенно после 14 лет. У школьниц он активно происходит в 9-11 лет.
У студенток нет значимых чередований прироста этих качеств, так как у них в основном закончился процесс физического развития, который протекает одновременно с их физической подготовленностью, но он зависит от особенностей организации занятий по физическому воспитанию студенческой молодежи.

Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, мониторинг, дошкольники, школьники, студенты.

Литература

  1. Виноградов П.А. Деятельность Госкомспорта России по осуществлению мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи / П.А. Виноградов, Н.В. Паршикова, В.П. Моченов // Опыт работы в субъектах Российской Федерации по осуществлению мониторинга физического здоровья детей, подростков, молодежи: сб. науч. трудов / под ред. С.И. Изаак. – М., 2002. – С. 4-11.
  2. Герасимова И.Н. Физическое развитие и физическая подготовленность детского населения города Иркутска: монография / И.Н. Герасимова, М.В. Ларина, И.Ю. Сидорова и др. – Иркутск: Иркутский государственный технический университет, 2012. Т. 1. Дошкольники. – 142 с.
  3. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография / С.И. Изаак. – М.: Советский спорт, 2005. – 196 с.
  4. Койпышева Е.А. Физическое развитие и физическая подготовленность дошкольниц, школьниц и студенток Иркутска / Е.А. Койпышева, Л. Д. Рыбина, В. Ю. Лебединский // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 4. – С. 41-43.
  5. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – Казань, 2000. – 76 с.
  6. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. – 200 с.
  7. Мартынюк О.В. Оценка уровня здоровья студенческой молодежи по показателям адаптационного потенциала, биологического возраста и по резервам биоэнергетики организма / О.В. Мартынюк, В.Н. Виленский // Теория и практика физ. культуры. – 2015. − № 3. – С. 20-28.
  8. Пащенко Л.Г. Влияние двигательного режима студентов вуза на показатели физического здоровья / Л.Г. Пащенко, О.С. Красникова // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 6. – С. 24-26.