Функциональные возможности кардиореспираторной системы у студентов, занимающихся спортивно-оздоровительным плаванием

Фотографии: 

В.С. Милашечкин1
А.В. Русанов1
А.С. Валюго1
1Российский университет дружбы народов, Москва

Цель исследования – произвести оценку функциональных резервов кардиореспираторной системы организма студентов, занимающихся спортивно-оздоровительным плаванием.
Методика и организация исследования. Работа проводилась в естественных условиях на базе Российского университета дружбы народов и бассейна «Гармония», ГБУ «ЦФКиС ЮЗАО г. Москвы» Москомспорта. В исследовании участвовали студенты 1-2-го курсов мужского пола без отклонений в состоянии здоровья, которые были разделены на две группы: 1-я – контрольная – студенты, занимающиеся физической культурой в группе общей физической подготовки (ОФП) (n=28); 2-я – экспериментальная – состояла из студентов, занимающиеся спортивно-оздоровительным плаванием (n=17). Оценка функционирования кардиореспираторной системы определялась по показателям экскурсии грудной клетки (ЭГК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), концентрации кислорода в капиллярной крови (в %, при помощи пульсоксиметра), частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического артериального давления (САД), диастолического артериального давления (ДАД), пульсового артериального давления (ПД)
Результаты исследования и выводы. При измерении пульсоксиметрии в начале учебного года концентрация кислорода в капиллярной крови в обеих исследуемых группах не превышала 96-97%. По окончании учебного года средние значения концентрации кислорода у студентов контрольной группы остались на уровне 96,32±0,61%. А у студентов из экспериментальной группы этот показатель увеличился до 98,47±0,52% (р˂0,01), что говорит об улучшении периферического кровообращения у студентов, занимающихся спортивно-оздоровительным плаванием.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительное плавание, студенты, здоровье, кардиореспираторная система, функциональные резервы, физическая культура.

Литература

  1. Гармонова В.Е. Оздоровительное значение плавания / В.Е. Гармонова, О.Н. Борейко // Вестник Таганрогского педагогического института. – 2015. – № 2. – С. 96-98.
  2. Доровских И.Г. Двигательная активность как фактор оздоровления подрастающего поколения / И.Г. Доровских // Вестник Югорского государственного университета. – 2016. – № 1 (40). – С.  167-169.
  3. Иванов К.В. Эффективность занятий плаванием со студентами специальной медицинской группы / К.В. Иванов // Вестник спортивной науки: Образование, спортивная наука. – 2009. – № 1. – С.  56-58.
  4. Круглий А.В. Организация и методика проведения занятий по плаванию со студентами специального медицинского отделения: методические указания / А.В. Круглий, И.А. Прилюдько. – Ухта, УГТУ, 2012. – 35 с.
  5. Милашечкина Е.А. Адаптационные возможности организма студенток специальной медицинской группы, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы / Е.А. Милашечкина, Т.И. Джандарова, Е.А. Куницына // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18. – № 4. – С. 123-129.
  6. Судакова Ю.Е. Внедрение оздоровительных методик в учебные занятия студентов специальной медицинской группы / Ю.Е. Судакова, О.В. Пахраева, Е.С. Каменек, М.В. Яценко // Известия Алтайского государственного университета. – 2014. – № 2-1 (82). – С. 56-58.