Идеи и принципы образовательной кинезиологии в физкультурно-оздоровительной деятельности учителя физической культуры

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин1
Доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Исаев1
Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Амурская1
Кандидат педагогических наук, доцент Я.А. Стрелкова1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

В статье поднимается проблема совершенствования физкультурно-оздоровительной деятельности учителя физической культуры. Показано, что одним из способов решения обозначенной проблемы является использование учителем идей и принципов образовательной кинезиологии: идеи осуществления учебной двигательной активности учащихся; формирование новых нейросвязей, которые способствуют эффективному взаимодействию между полушариями головного мозга, и др.; кинезиологические принципы (по В. К. Бальсевичу): детерминации (характеризуется учетом «консервативных и лабильных компонентов морфофункциональной организации человека», а также развитием уровня физической подготовленности); адекватности (организация физкультурно-оздоровительных действий с учетом готовности систем организма к восприятию обучающей информации); фазового акцента (обоснованное распределение во времени физкультурно-оздоровительной нагрузки различной направленности). Сделан вывод, что эффективная физкультурно-оздоровительная деятельность учителя физической культуры, опирающаяся на идеи и принципы образовательной кинезиологии, возможна при соблюдении следующих педагогических условий: включенность учащихся в двигательную ЗОЖ-деятельность, которую обеспечивают кинезиологические средства; создание эмоционально-положительного фона занятий, способствующего накоплению у школьников последовательных положительных эмоций за счет психофизиологического раскрепощения; включение стимулов личностной значимости кинезиологических средств; реализация кинезиологического потенциала содержания внеклассных физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Ключевые слова: образовательная кинезиология, физкультурно-оздо­ро­вительная деятельность, учитель физической культуры.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – C. 275.
  2. Гудхарт Д. Дуральная торзия и мышечные функциональные цепи / Д. Гудхарт // ЛФК и массаж. – 2005. – № 9. – С. 51-54.
  3. Польщикова О.В. Формирование мотивации будущих учителей к здоровому образу жизни кинезиологическими средствами: дис. ... канд. пед. наук / О.В. Польщикова. – Белгород, 2012. – 196 с.
  4. Фельденкрайз М. Искусство движения. Уроки мастера / М. Фельденкрайз / Пер. с англ. А. Заславской. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 352 с