Сенситивные периоды в онтогенезе человека

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.М. Кабанов1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Венскович1
Доцент В.В. Трущенко1
В.А. Колошкина1
1Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, Витебск, Республика Беларусь

Рассматриваются вопросы, связанные с развитием двигательных способностей человека в процессе онтогенеза. Авторами проведен аналитический анализ материалов исследований белорусских и российских ученых в области теории и методики физической культуры, посвященных изучению проявлений сенситивных периодов в развитии двигательных способностей человека. Проведенный анализ показал, что семилетний возраст является началом увеличения количества сенситивных периодов в развитии двигательных способностей у девочек и мальчиков, причем их количество у девочек превышает показатели мальчиков, и эта динамика будет сохраняться до 11-летнего возраста у девочек и 12-летнего возраста у мальчиков. В возрасте 11 лет у девочек количество проявлений сенситивных периодов достигает максимального значения, после чего наблюдается их выраженное снижение до 13-летнего возраста, что может быть обусловлено процессами полового созревания. У мальчиков с 10 до 12 лет наблюдается волнообразная динамика в количественном проявлении сенситивных периодов, но выражена она слабо. В период с 12 до 14 лет у представителей обоих полов совпадает количество проявлений сенситивных периодов. С 13 до 14 лет у девочек и мальчиков наблюдается очередное увеличение их количества. Причем с 15-летнего возраста эти показатели у мальчиков начинают превышать показатели девочек. С 14 лет начинается постепенное снижение количества сенситивных периодов у представителей обоих полов. Эта динамика будет сохраняться на протяжении последующих возрастных периодов до 22 лет.

Ключевые слова: двигательные способности, возрастная динамика, сенситивные (критические) периоды.

Литература

  1. Алябышев А.П. Динамика морфофункциональных показателей у мальчиков-гимнастов 7–12 лет / А.П. Алябышев // Пути управления технической подготовкой спортсменов. – Омск, 1980. – С. 3–5.
  2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
  3. Бальсевич В.К. Активизация темпов физического развития детей 4–5-летнего возраста / В.К. Бальсевич [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 3. – С. 5–6.
  4. Волков Л.В. Система направленного развития физических способностей в разные возрастные периоды: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л.В. Волков. – М., 1984. – 40 с.
  5. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гужаловский. – Минск: Народная асвета, 1978. – 88 с.
  6. Гужаловский А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры. – М., 1984. – С. 211–224.
  7. Гладышева А.А. Возрастные изменения соматометрических показателей у юных спортсменов / А.А. Гладышева // Проблемы физического воспитания. – М., 1976. – 104 с.
  8. Матвеев Л.П. Физическая культура: физкультура и развитие человека / Л.П. Матвеев, В.Н. Непопалов // Теория и практика физ. культуры. – 1995. – № 5. – С. 2–5.