Повышение образовательной и коррекционно-развивающей функции урока физической культуры на основе логоритмики

Повышение образовательной и коррекционно-развивающей функции урока физической культуры на основе логоритмики

Авторы: 

Кандидат биологических наук, профессор В.А. Вишневский1
А.Г. Гараева2
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Родионов1
1Сургутский государственный университет, Сургут
2Белоярская СОШ № 3, Сургутский район

Представлен опыт использования логоритмических комплексов на уроках физической культуры у детей с задержкой психического развития. Функциональное состояние детей перед уроками характеризовалось высоким уровнем напряжения систем регуляции и неблагоприятной реакцией на ортостатическую пробу. Срочное влияние уроков на состояние учащихся выразилось в умеренном повышении активности симпатического отдела вегетативной нервной системы и снижении парасимпатического. Несмотря на достоверно лучшую субъективную оценку самочувствия, произошло дальнейшее увеличение стресс-индекса, возросло диастолическое артериальное давление, ухудшилась реакция на ортостатическую пробу. Доля детей с удовлетворительной адаптацией снизилась с 33,3% до 11,1%, а с напряжением систем адаптации увеличилась с 33.3% до 55,6%. В итоге годичного управляющего воздействия учащиеся экспериментального класса достоверно улучшили свои показатели общего уровня речевого развития, а также таких его компонентов, как произношение, фонематическое восприятие, навыки языкового анализа, связанная речь, чтение. Из показателей образовательного статуса достоверный прирост получен для уровня сформированности учебных компетенций, потребностно-мотивационного компонента культуры здоровья, опыта оздоровительной деятельности, направленности на приобретение знаний, социометрического статуса, личностной тревожности, когнитивного и поведенческого компонентов нравственного сознания, уровня морально-нравственного развития и точности переработки информации.

Ключевые слова: логоритмика, уроки физической культуры, дети с задержкой психического развития.

Литература

  1. Антонюк С.Д. Формирование культуры здоровья у детей с особыми образовательными потребностями / С.Д. Антонюк, Е.Ю.  Мукина, В.Н. Яковлев и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 4. – С. 42 – 44.
  2. Ерюшева Т.В. Реализация межпредметных связей на уроках физической культуры: матер. регионального научно-практического семинара «Актуальные проблемы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в систему образования и способы их решения» (23 марта 2016 г.) / Т.В. Ерюшева, Т.Ю.  Карась. – Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2016. – С.  32- 36.
  3. Лебедева А.А. Уроки логоритмики в школе 8-го вида / А.А. Лебедева // Инновационные педагогические технологии: материалы Международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2014  г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 237-240.
  4. Подсвирова С.П. Формирование универсальных учебных действий средствами физической культуры / С.П. Подсвирова // Современные научные исследования и инновации. – 2011. – №  1. – С. 27.