Кинезиологический потенциал спортсменов как фактор управления тренировочным процессом

Фотографии: 

ˑ: 

Аспирант Д.Е. Головко1
Доктор педагогических наук, доцент А.И. Загревская1
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

В статье актуализируется содержание кинезиологического потенциала спортсменов как важного фактора повышения качества тренировочного процесса для подготовки к соревновательной деятельности. Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании комплексного модуля для исследования и развития психомоторных показателей кинезиологического потенциала спортсменов. Показано, что кинезиологический потенциал спортсмена представляет собой интегративное единство морфофункциональных, биомеханических, психологических, психомоторных, двигательно-координационных и двигательно-кондиционных характеристик. В результате исследования установлено, что успешность соревновательной деятельности в большинстве видов спорта зависит от психомоторных показателей кинезиологического потенциала, которые являются ядром двигательных способностей спортсмена. Вместе с тем констатируется недостаточное изучение и развитие психомоторных качеств спортсменов из-за отсутствия комплексных методик их оценки. Результатом исследования является теоретически обоснованный комплекс тестов, характеризующий уровень проявления психомоторных качеств спортсменов как важного компонента их кинезиологического потенциала, который может применяться для повышения качества учебно-тренировочного процесса в различных видах спорта.

Ключевые слова: кинезиологический потенциал, психомоторные показатели, двигательная деятельность, учебно-тренировочный процесс, соревновательная деятельность.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры. – 2000. – 275 с.
  2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М., 1966. – 349 с.
  3. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю.К. Гавердовский. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 912 с.
  4. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии: учеб. пособие / В.Б. Коренберг. – М.: Советский спорт, 2005. – 232 с.
  5. Марков Г.В. Система восстановления и повышения физической работоспособности в спорте высших достижений / Г.В. Марков, В.И. Романов, В.Н. Гладков. – М.: Советский спорт, 2010. – 52 с.
  6. Озеров В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. – Дубна: «Феникс», 2002. – 320 с.
  7. Сосуновский В.С. Кинезиологический потенциал детей старшего дошкольного возраста / В.С. Сосуновский, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 10. – С. 62-64.
  8. Сурков В.И. Психомоторика спортсмена / В.И. Сурков. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 127 с.