Актуализация дошкольного физического воспитания – современные вызовы и пути решения

Фотографии: 

ˑ: 

По мере того как дошкольники приобретают силу и моторные способности, у них появляется желание использовать свои физические и двигательные возможности для познания и научения. Такая исследовательско-ориен­ти­ро­ван­ная деятельность ведет к дальнейшему развитию пси­хо­фи­зио­ло­ги­чес­ких механизмов, речевых, когнитивных навыков.
Доказано, что от 5 до 6 лет у детей наблюдается значительное развитие памяти и интеллекта. Обычно выделяют информацию в виде действий, образов, словарного запаса, которые и удерживает детская память. В этом свете принято различать моторную, зрительскую, кинестатическую, вербальную память. Педагоги отмечают: если в трехлетнем возрасте при ознакомлении с новыми предметами еще сохраняется очень тесное взаимодействие между восприятием и двигательным действием, то в период от 5 до 6 лет зрительное восприятие становится преобладающим. К 6 годам ребенок обретает способность к дифференцированному анализу сложных признаков, что объясняется ростом дифференциации и специализации нервных элементов. Это способствует узнаванию объектов и их признаков и выработке эталонов. Рост уровня интеллектуальных операций существенно облегчает процесс опознания и категоризацию объектов социальной жизни.
Согласно теории Ж. Плаже, возраст между 5 и 7 годами знаменует собой переход от дооперационального мышления к процессу осмысления на уровне конкретных операций.
Мышление становится менее интуитивным, постепенно преобразуясь в логическое. У детей появляется способность устанавливать причинно-следственные связи, что создает фундамент для систематического рассуждения на уровне конкретных операций.
Однако при этом возможно проявление целого ряда негативных явлений, которые должен знать и педагог, и родитель. Так, у гиперактивных детей с неустойчивым вниманием речь может быть сбивчивой, неразборчивой. Оказавшись в центре внимания, они теряются, отвечают невпопад.
Гипоактивные дети, отличаются заторможенностью, невнятностью. У них вялая мимика, не всегда уместная улыбка. В контактах они сдержанны, не проявляют инициативы.
Эти особенности когнитивного развития детей дошкольного возраста следует учитывать при определении задач физического воспитания. В их число целесообразно включить, например, задачу формирования речевых умений дошкольников, связанную со способностью вступать в общение во время физкультурно-спортивной деятельности, поддерживать и завершать общение, излагать свое мнение.
В рамках педагогической деятельности на данном этапе важное значение приобретает совершенствование механизмов сенсомоторного восприятия.
Развитие интеллекта дошкольников сказывается на развитии их чувств, не только относящихся к людям, предметам, событиям, но и связанных собственным поведением. Ребенок начинает переживать самовыполнение или невыполнение норм поведения. Это вызывает у него радость, гордость или, наоборот, огорчение, стыд. В данном возрастном периоде изменения могут затрагивать и внешние проявления ребенка, так как он уже способен сдерживать бурные и резкие выражения чувств.
К 5‑летнему возрасту дети вполне овладевают социальной функцией языка. Они довольно быстро усваивают нюансы речи, приспосабливаются к социальным ролям.
Речь ребенка все больше становится способом формирования и формулирования мысли посредством языка, средством регуляции его деятельности. Дошкольники часто сталкиваются с трудностями интерпретации жестов, мимики, не всегда справляются с переходом от эмоционально-образного к абстрактному мышлению. С этими особенностями психического развития также связан целый ряд педагогических задач, которые можно решать в процессе физического воспитания. Развитие воображения может быть связано с выполнением физических упражнений, например характеризующих движения животных: «кошечка», «тигренок», «обезьянка» и т. д. Выполнение таких движений способствует переносу образных ассоциаций на мыслительную деятельность.
В первой статье «Перспективы», подготовленной аспирантом В. С. Сосуновским (Томск), автор отмечает, что в настоящее время резко увеличилось число детей с проблемами психического развития и физического здоровья, с эмоциональными проблемами, экранной зависимостью, низким уровнем коммуникативной компетентности.
В ходе исследования автор разработал и применил в физическом воспитании дошкольников кинезиологическую образовательную технологию, основанную на методе «Гимнастика мозга. Brain gym». Автор утверждает, что только в условиях деятельного подхода можно добиться саморазвития, самоактуализации личности и становления самосознания. Представленная автором кинезиологическая образовательная технология основывается на взаимосвязи двигательной деятельности и когнитивной сферы личности и направлена на развитие кинезиологического потенциала ребенка в процессе физического воспитания. Предметом данной технологии является изучение способов применения кинезиологических средств в воспитательно-образовательном процессе дошкольников, задачами – развитие способности к обучению, памяти, мышления посредством решения двигательных задач (обучение на основе движения). В заключение хотелось бы подчеркнуть, что физическое воспитание детей дошкольного возраста, базирующееся на освоении движений и двигательных действий, представленных кинезиологическими практиками, позволяет сбалансировать все процессы в теле, активизировать правое и левое полушарие, развивать крупную и мелкую моторику, стимулировать умственные и творческие способности, а также эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка.
Для успешного внедрения кинезиологической образовательной технологии в практику физического воспитания дошкольников необходимо соблюдение таких педагогических условий, как организация кинезиологического пространства в группах, спортивных залах, коридорах и игровых площадках ДОУ, подготовка и оформление стимульного и методического материала для оборудования кинезиологического пространства, обучение специалистов через цикл семинаров по кинезиологическим практикам и методам их использования.