Особенности боевой готовности юных спортсменов к соревнованиям

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Д.Н. Платонов1
Кандидат психологических наук, доцент З.Н.Платонова1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Рассматриваются особенности боевой готовности спортсменов-подростков к соревнованиям. Обсуждаются возможные способы и методы ее повышения. Успешность выступления на соревнованиях зависит от многих внешних и внутренних факторов. Максимальный результат спортсмен может показать, находясь в оптимальном боевом состоянии. Цель нашего исследования состояла в изучении уровня оптимального боевого состояния спортсменов. Методами исследования были выбраны «Шкала самооценки тревоги», «Шка­ла мотивационного состояния», методика «Потребность в достижениях», методика «Мотивы спортивной деятельности», тест М. Люшера. Разработана программа психологического сопровождения спортсменов. Для анализа динамики психического состояния были проведены диагностические работы до и после реализации экспериментальной программы.
Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного до и после выполнения психологической подготовки. Авторы приходят к выводу, что в подготовке спортсменов важную роль играет психологическое сопровождение их тренировочной и соревновательной подготовки. Уровень оптимального боевого состояния спортсменов может зависеть от степени их мастерства. Оптимальное боевое состояние – также от степени значимости соревнований спортсменов.
В ходе исследования доказано, чем чаще спортсмен будет принимать старты на различных соревнованиях, тем выше вероятность того, что он сможет иметь оптимальную боевую готовность, т.е. легче и быстрее в него погружаться, развивая в себе оптимальный уровень тревожности и мотивации.

Ключевые слова: боевая готовность, самомобилизация, психологическая подготовка, тревожность.

Литература

  1. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – Питер, 2008. – 352  с. (Серия: «Мастера психологии»).
  2. Находкин В.В. Психологическая подготовка юных спортсменов: практикум для психологов / В.В. Находкин. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. – 138 с.
  3. Небытова Л.А. Психологическое сопровождение формирования надежности субъекта спортивной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.А. Небытова. – Ставрополь, 2004.
  4. Платонова З.Н. Спортивный психолог / З.Н. Платонова. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – 86 с.
  5. Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в современной системе спортивной тренировки: учеб. пособие / Г.И.  Савенков. – М.: Физическая культура, 2006. – 96 с.
  6. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В.Ф. Сопов. – М.: Академический проект, 2005.
  7. Столова И.И. Легкая атлетика. Многоборье. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / под ред. И.И. Столова. – М.: Советский спорт, 2005. – 112 с.