Спорт и социализация: социологический контекст

ˑ: 

ТиПФК № 9 2019

Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева

Спорт в современном мире занимает все более важное место в социальной жизни людей разных возрастов. Он выполняет много различных социальных функций, в том числе и социализирующую, для молодежи, включенной в спортивную деятельность. Отмечается пристальный интерес ученых и практиков к проблеме социализации современной молодежи. Видимо, это не случайно, так как от молодого поколения зависит будущее страны. Известно, что спорт является своеобразной «школой формирования мужества, характера, воли». От степени вовлеченности подрастающего поколения во многом зависит его физическое и нравственное здоровье. Поэтому так важно актуализировать внимание ученых на проблеме осознания молодежью роли спорта как сферы, где формируются личностные качества, жизненные ориентиры, приобретается опыт социальной жизни. Важно понимать и то, что занятия спортом – одна из форм человеческой деятельности, где формируются в неразрывном единстве физические, нравственные и социальные черты личности. Спортивная деятельность является необходимым условием формирования полноценного индивида. В процессе спортивной деятельности человек получает ценный опыт общения и взаимодействие, достигает высокого уровня личностного развития, обретает физическое и нравственное здоровье, становится социально зрелой личностью. Одним из аспектов социализации выступает социальная активность субъекта, которая включает такие виды активности, как культурную, профессионально-трудовую и общественную. В данном контексте спорт рассматривается как эффективное средство воспитания деятельностной личности. Социальная активность, как правило, связывается с занятиями спортом, где двигательная активность является ядром деятельности, стимулирующим развитие мотивации, интереса к физическому и личностному совершенству.
Проведенные нами социологические исследования и данные других ученых позволяют утверждать, что в нашей стране за последние десятилетия прошел глобальный процесс ресоциализации, разрушения статусно-ролевых связей, создание новой иерархии ценностей и изменения социальной ориентации почти всех слоев населения. Социальные и ценностные трансформации социальной жизни вызвали существенные изменения в ценностных ориентациях российской молодежи, например ускорилась маргинализация общества в целом, но особенно это сказалось на состоянии современной молодежи. Можно видеть, как молодые люди под давлением обстоятельств часто переоценивают нормы своего поведения и далеко не в лучшую сторону.
На сегодняшний день на первое место вышли ценности потребления. Культ потребительства овладевает сознанием молодежи и приобретает универсальный характер. Для некоторых молодых людей приобщение к культу престижных вещей становится целью существования.
Изменилось положение спорта в системе ценностей молодежи. Часто современные родители и дети выбирают профессиональную спортивную деятельность как способ для материального обогащения семьи. Высокие заработки футболистов, теннисистов, хоккеистов привлекли в эти виды спорта большое количество молодежи. Спорт высших достижений требует от спортсмена высокого профессионализма, особого фанатизма. Для достижения высокого спортивного результата спортсмен готов жертвовать своим здоровьем, порой использовать запрещенные препараты, изменять стиль жизни. Для спортсмена-профессионала спортивная деятельность является доминирующей, определяющей ценностные смыслы и ориентации.
Спортивная карьера во многих видах спорта продолжается не более 15–20 лет, а затем спортсмен вынужден переходить к построению новой профессиональной карьеры и пережить процесс ресоциализации.
В первой статье «Перспективы» авторы профессор М. Е. Стаценко, к. м.н. И. В. Федотова и к. м.н. И. С. Таможникова (Волгоград) обратились к социологическому анализу ресоциализации спортсменов высокой квалификации в период постпрофессиональной адаптации. Очевидно, что после завершения профессиональной карьеры бывшие атлеты могут испытывать ряд проблем медико-социального характера (заболевания, психоэмоциональные и социальные сложности).
Резкое изменение ритма жизнедеятельности экс-спортсменов, несом­ненно, может способствовать формированию негативных аспектов ресоциализации после завершения спортивной карьеры: вредные привычки (алкоголь, курение и др.), хронические заболевания, повышенный вес, нарушения сна. Бывшим атлетам, существовавшим в «другой», спортивной сфере трудно активно включиться в жизнь общества. Проблемы, встающие перед экс-спортсменами в раннем постспортивном периоде, могут быть связаны с психологическим компонентом дизадаптации (перепады настроения, состояние подавленности и т. д.) и с отсутствием должной поддержки со стороны семьи, близких, специалистов психологических центров сразу после завершения спортивной карьеры. Психоэмоциональные моменты дизадаптивных изменений в постспортивном периоде могут стать причиной формирования агрессивного поведения. Абсолютное большинство атлетов убеждено, что после прекращения регулярной тренировочной и соревновательной деятельности их нельзя считать здоровыми (ведущее место в структуре хронической патологии занимают болезни опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы), а уровень защищенности как медицинской, так и социальной в профессиональном спорте в России крайне недостаточен. Авторами рассмотрен ранний постспортивный период ресоциализации, поэтому, видимо, возникновение сложностей в медицинской и психоэмоциональной сфере с течением времени может быть успешно преодолен.
Спорт, как и любое социальное явление, обладает дуализмом. С одной стороны, он способствует успешной социализации, с другой – может приводить к негативным явлениям ресоциализации вовлеченных в спортивную деятельность. Существующие противоречия актуализируют проблему проведения социологических исследований, позволяющих реагировать на вызовы современного общества и принимать адекватные меры, соответствующие ценностным ориентациям современной молодежи.